!>
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы психолога

Как разрешить конфликт с педагогом?

Всякий конфликт возникает там, где существуют противоречия. Какие противоречия у тебя могут быть с педагогом? По большому счету, в совместной деятельности у вас противоречий нет: цели, задачи, интересы - общие. Ты хочешь получить образование, учитель хочет тебе его дать. Классический конфликт – это столкновение, борьба, соперничество конфликтующих сторон. У тебя с учителями объекта соперничества нет. Вам нечего делить.
Значит, педагогические конфликты – конфликты особого рода.
В чем их смысл? В личностной плоскости. Ты уже испытываешь чувство взрослости, хочешь быть признан в мире старших, а учителя не признают тебя самостоятельным и обращаются с тобой (действительно или лишь в твоем воображении) как с маленьким ребенком, ущемляют твои «взрослые» права. Ответь себе честно: а в чем проявлялась твоя взрослость? В нарочитой грубости, развязности, в побегах с уроков? Тупиковый путь. Так тебе не удастся заявить о себе, заставить поверить в самостоятельную, ответственную личность. Учителя упорно будут продолжать считать тебя неразумным младенцем, за которым нужен глаз да глаз, не то без присмотра он наделает глупостей.
Ты возразишь: а если учитель резкий, способный унизить грубым словом, издевательски высмеять, мне что, терпеть молча, ничего не сказать и не сделать в ответ? И сказать, и сделать. Но что? Как поступить правильно? Ответная грубость, прогулы не помогут, а осложнят твое положение. Конфликт разрастется, в него окажутся втянуты родители и администрация, ты превратишься в хулигана и злостного нарушителя дисциплины. Но выход есть, причем соответствующий позиции взрослого, самостоятельного и рассудительного человека.
В ответ на грубое, унизительное замечание спокойно, сдержанно, исключительно вежливо скажи, что такое обращение оскорбляет твое человеческое достоинство, является психическим насилием и нарушает твои права.
Покажи себя зрелым, знающим свои права человеком. Вот увидишь, учитель посмотрит на тебя по-новому.
Не забывай также о старых, проверенных способах, помогающих успокоиться. Если чувствуешь, что вот-вот сорвешься, наговоришь глупостей, начнешь швыряться тетрадками, оскорбишь учителя и сильно повредишь самому себе - закрой глаза, сделай три глубоких вдоха, сосчитай до десяти. Не сжимай кулаки, наоборот, расслабь кисти рук и встряхни ими. Когда острый момент пройдет, сможешь спокойно обдумать ситуацию.
Не бойся быть любезным и благодарным. Открыто проявляй искренние чувства. Если урок был для тебя интересным, скажи об этом учителю, поблагодари его. Вам обоим будет приятно. Почему ты никогда не делаешь этого? Боишься, что в классе тебя сочтут подлизой? А подавлять в себе естественное доброе чувство разве не страшнее?

Как вести себя при возникновении конфликта?

1) В момент конфликтного столкновения остроту ситуации можно сгладить, а можно форсировать. Если ты хочешь ее сгладить, избегай «ТЫ-высказываний», пользуйся «Я-высказываниями». Не говори: «ТЫ обманываешь!» Говори: «Я чувствую себя обманутым». Не нуди: «ТЫ подвел, не принес мою книгу!» Скажи иначе: «Я в крайне затруднительном положении без этой книги».
2) Остроту момента не всегда надо сглаживать. В каждом реальном случае тебе виднее, как поступить. Ты считаешь, что для пользы дела конфликт нужно форсировать? Переходи на «ТЫ-высказывания»: «ТЫ обманул...», «ТЫ подвел...».
3) Избегай переходов на личности и обобщающих обвинений со словами «всегда», «вечно», «никогда». При необходимости можно сказать: «Ты подвел меня». Но нельзя говорить: «Ты вечно всех подводишь, на тебя никогда нельзя положиться!». Можно: «Ты обманул меня... ты не сказал мне правду...». Нельзя: «Ты лжец, врун, обманщик».
Почему нельзя так говорить? Потому что конкретный конфликт тут же будет забыт. Начнется жестокая и бессмысленная перепалка. Оппонент будет защищать свое самоуважение и вспоминать все случаи с самого первого класса, когда он говорил правду, и на него можно было положиться. Отношения вконец испортятся, а ты ничего не добьешься. Правило: обобщенные обвинения не конструктивны.
4) Если конфликты для тебя неприемлемы, если ты чувствуешь потребность примирять противоборствующие стороны и сглаживать инциденты, не скрывай эту потребность. Роль миротворца – самая благородная роль. Если можешь помочь - не бойся, не стесняйся и не раздумывай. Помоги. В следующий раз помогут тебе. 

Как прижиться в новом классе?

Что делать, если в компании чужих людей ты тушуешься и теряешься? Хорошо, если только в присутствии чужих, а то и в своем кругу. С тобой мало кто общается, потому что не интересно, а когда ты пытаешься подключиться к общему разговору, то после двух-трех слов начинаешь сбиваться и заикаться. Специально для такого случая придуман термин «барьер общения».

Барьер общения — это недостаток, от которого тебе придется избавиться. Даже если тебе очень нравится быть одному и чихать ты хотел на любой коллектив, то все равно придется находиться среди людей, ну, разве что изберешь себе карьеру Робинзона. Однако если ты решил добиться чего-то в жизни, будь готов к общению, причем с разными людьми. Когда придешь устраиваться на работу, тебе придется для начала произвести приятное впечатление на своего работодателя. Начав работать, тебе придется контактировать с большим количеством людей, как приятных, так и далеко не очень — начальниками, сослуживцами, коллегами. Люди, которые легко заводят знакомство (особенно с полезными и нужными людьми), способны добиться в этой жизни очень и очень многого. При этом их внешность и интеллект не играют главной роли.

Итак, учимся быть общительными. Определи для себя тех своих друзей, которых считаешь общительными, которые тебе нравятся. Наблюдай за тем, как они держатся. Подумай о том, что тебе надо изменить, чтобы вести себя подобным образом.

С чего начать беседу? Иногда оказываешься в компании, где все сидят и молчат, а ты не знаешь, с чего начать разговор. Состояние — хуже некуда, и ты просто готов иногда провалиться сквозь землю. А если тебе еще хотелось произвести на собеседников неизгладимое впечатление, то чувствуешь себя вообще отвратительно. Повода для паники нет. Даже самые общительные люди иногда оказываются в такой неудачной для себя ситуации. Для того чтобы что-то получалось, необходимо приложить усилия. И умение вести разговор — в этом смысле не исключение.

Лучше всего начать беседу с вопроса. При этом вопрос должен быть построен так, чтобы на него невозможно было ответить однословным «да» или «нет», чтобы человеку действительно пришлось отвечать. Плохой вопрос: «Сегодня хорошая погода, не правда ли?» Хороший вопрос: «Скажите, вы, случайно, не в курсе, как вчера сыграл „Зенит“ с „Манчестером“?»

Существует несколько универсальных поводов задать вопрос.

Например, общие знакомые. Если вас познакомил общий друг, можно поговорить о нем, спросить как долго ваш собеседник с ним знаком, как они познакомились и т. д.

Впрочем, надо помнить, что не все вопросы принято задавать. Не нужно задавать вопрос о деньгах типа: «Ты состоятельный человек?» или «А сколько это стоит?». Люди по-разному реагируют на вопросы об их финансовом положении. Для некоторых это очень больной вопрос, который они не хотели бы затрагивать. Человек, которому хочется поговорить о своем финансовом положении, сам заведет разговор на эту тему.

Люди терпеть не могут вопросов, которые касаются недостатков их внешности, даже если ты с этим человеком неплохо знаком. Не надо спрашивать человека, наделенного излишним весом, всегда ли был он таким полным. Зато человек с удовольствием пообщается с тобой на тему своей прически, особенно если это девушка.

И уж, конечно, не следует задавать человеку, с которым только-только познакомились, вопросы личного, интимного характера.

Если ты чувствуешь, что тебе довольно тяжело найти общий язык с незнакомым человеком, необходимо иметь несколько заранее продуманных ходов.

Задав вопрос, внимательно выслушай ответ. Секрет умения завязать беседу именно в том и состоит, чтобы из ответа собеседника вычленить отправную точку, которая поможет продолжить беседу либо в прежнем русле, либо на другую тему.

Даже если собеседник не дал тебе ни одной зацепки, не расстраивайся,

продолжай следовать к своей цели — задай следующий вопрос, пошути, в конце концов.

Если собралась большая компания, то все, что ты говоришь, должно быть адресовано ко всем присутствующим. Когда тебе надо обратиться к кому-нибудь одному, делай это так, чтобы все остальные присутствующие не почувствовали себя лишними на этом празднике жизни.

Почему портятся отношения с родителями?

Чем взрослее вы становишься, тем меньше становится твоя зависимость от родителей. Что не может тебя не радовать. Самостоятельность переполняет тебя гордостью, пьянит и кружит голову.

И вдруг — бац! Гром и молния! Оказывается, твоих родителей твоя чрезмерная самостоятельность отнюдь не радует, а даже совсем наоборот.

Родители прилагают значительные усилия, чтобы урезать твою независимость. Ситуация накаляется до предела, воздух насыщается электричеством, пробегают искорки и... Настоящая гроза начинает бушевать в твоем доме. Обе стороны метаются громы и молнии, папа хватается за ремень, мама за сердце, ты заваливаешь дверь в комнату всем, что попадается под руку и вывешиваешь «Веселого Роджера».

Между тобой и родителями разверглась огромная непреодолимая на первый взгляд, пропасть, в которую свалены планы твоего детства. И пока ты даешь себе самую страшную клятву отомстить ЭТИМ за все свои унижения, твои родители теряются в догадках «Что же случилось с нашим мальчиком?» Налицо — типичный статусный конфликт. Родители просто не готовы признать твой новый статус. Статус взрослого человека. Будь спокоен, это у них надолго. Ты будешь иметь свою семью, детей. А мама все так же будет стремиться положить тебе в карман носовой платочек. Для нее ты так и останешься крохотным несмышленышем, за которым нужен глаз да глаз, и который просто пропадет без ее присмотра. Для своих родителей мы всегда остаемся малыми детьми — это аксиома, с которой придется бороться.

Это будет пробный тест на самостоятельность, на право принимать собственные решения. Если не научиться делать это сейчас, то в дальнейшем это ой как аукнется. Ведь есть такой тип родителей, которые постоянно лезут в жизнь собственных детей. Указывая им, куда им надо поступать учиться, с кем и как дружить. Они сами выберут жениха (или невесту), чтобы потом так же полноправно вмешиваться в семейную жизнь. Радостная перспектива? Поэтому стоит сразу утвердиться в новом статусе.

Так что же больше всего пугает твоих родителей? Честно говоря, причин для родительских страхов множество. Но если их усреднить и обобщить, то можно сказать, что больше всего их страшит потеря контроля над тобой. Нет, в большинстве своем родители не сторонники тоталитарной доктрины.

Просто ты — их самое главное и дорогое создание в жизни, за которое они переживают. И они просто не могут себе позволить, чтобы их труд пропал зря. Они не готовы к тому, что ты, с которым они проводили столько времени, вышел на новую орбиту, что теперь ты проводишь больше времени с друзьями, чем с ними. И это заставляет их нервничать.

А что происходит с тобой? С возрастом круг общения существенно расширяется. И тут наступает пора удивительных открытий. Оказывается, люди, ранее составлявшие весь твой мир и состоявшие из одних достоинств, таковыми вовсе не являются. Твой отец далеко не самый сильный и умный и в жизни далеко не победитель. Твоя мать не самая красивая и кто-то готовит лучше нее. И вообще твои предки словно застряли в развитии, они не модны и не современны, их наряды давно должны украсить ²музыкой²витрины музеев, их рассуждения смешны и нелепы, а то, что они называют надо вообще запретить как психотропное оружие.

Проведенная всесторонняя ревизия жизни показывает неутешительные результаты. Жизнь дала трещину. Постепенно чувство гордости за своих родителей сменяется смущением, а затем чуть ли не чувством стыда за своих предков.

Каждое совместное появление на людях, особенно там, где тебя могут встретить твои друзья. Тебя такого «клеевого» пацана с вот ЭТИМИ, воспринимается как смертная мука. Но с ними придется жить дальше.

Так что же делать? Учиться строить взаимоотношения по-новому. Прежде всего — доказать свое право на новый статус. А именно своим поведением показать родителям, что ничего страшного не произошло — ты остаешься их ребенком. Ни в коем случае не замыкаться в себе, не забывать общаться с родителями. И уж тем более конфликтовать дальше. Своим поведением доказать, что тебе стоит доверять. Ведь как-то умудрялись сосуществовать социализм с капитализмом. А у вас куда больше общего.

Наш ребенок идет в школу

Готовность к школе:

  • Личностная (желание получить новые знания)
  • Интеллектуальная (кругозор, способность воспроизводить образец)
  • Социально-психологическая (умение общаться)
  • Физиологическая (уровень развития должен соответствовать возрасту)

_____________________________________________________

 

Кто определяет готовность к школе?...

  1. Психолог
  2. Сами родители:

Может ли ваш ребенок…

  • Объяснить чего он хочет с помощью слов?
  • Понимать смысл того, что ему читают и отношения между персонажами?
  • Четко выговаривать свое имя?
  • Запомнить свой адрес и номер телефона?
  • Писать карандашом или мелками на бумаге?
  • Нарисовать картинку к сочиненной истории и рассказать ее?
  • Пользоваться ножницами: вырезать ровно и не поранившись?
  • Слушать и следовать полученным указаниям?
  • Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
  • Ладить с другими детьми?
  • Доступны ли ему игры с правилами?
  • Вступать в разговор со старшими?

Как помочь ребенку?!

Двеннадцать советов родителям будущих первоклассников

Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.

В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого

Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться

Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе

Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны. В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».

 

5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.

Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

 

6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи

Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

 

7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

 

8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе

Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения

Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело . Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

 

11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком

Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?

Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое... Учите ребенка чувствовать, наблюдать.

Какие занятия полезны для ребенка в период подготовки к школе?

  • Развитие мелких мышц руки (конструктор, пластилин, ножницы).
  • Развитие познавательных способностей (память, мышление, внимание).

Например, упражнения на развитие внимания:

1. Развитие концентрации внимания.

-       Основной тип упражнений – корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2-4 месяцев;

-       рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений;

-       упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, геометрических узоров, движений и др.);

-       прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур.

2. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.

        Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разноплановых заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.). По окончании упражнения (через 5-10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.

3. Развитие навыка переключения внимания.

        Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.

        Игр и упражнений на развитие внимания очень много. Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям в ходе проведения такой работы, состоит в том, что занятия с ребенком должны носить систематический характер.  

Ребенок и уроки: учимся самостоятельности!..

1. С самого начала не стоит делать уроки с ребенком или, тем более, за него. Достаточно пару раз посидеть с ним рядом, и он к этому привыкнет на все ближайшие годы. И не стоит потом удивляться, придя вечером с работы, что чадо за уроки и не принималось, мотивируя это тем, что взрослых не было дома. Или тому, что ребенок прослушал объяснения учителя на уроке. А зачем? Папа вечером все объяснит заново. Или тому, что в один прекрасный момент услышите такие аргументы, как «а ты мне этого не объяснял» или «а ты сама неправильно решила». Вы сами дали в его руки железное алиби всех его неудач в школе. Не надо поддаваться на уговоры о помощи и тем более, самим навязывать свою помощь. Это заставляет ребенка поверить, что он сам абсолютно беспомощен. Попробуйте сразу объяснить ему, что у вас есть работа, в которой вы разбираетесь, а у него - учеба. И каждый отвечает за свое дело.

_____________________________________________________

2. Не стоит регулярно проверять домашнее задание, если ребенок сам об этом не просит. Разумеется, ребенку иногда может понадобиться ваша помощь, но она не должна перерастать в систему, где ответственность за все ошибки перекладывается на плечи родителей. Больше половины всех учеников не могут избавиться от этой привычки даже в старших классах.

_____________________________________________________

3. Постарайтесь не надоедать ребенку вопросами и упреками по поводу его отметок.Вряд ли найдется родитель, который, вернувшись с работы, не спросит первым делом: «Ну как, уроки сделал? А какие у тебя сегодня отметки?». У ребенка постепенно складывается ощущение, что взрослых интересует не он сам, а его успехи в школе. А, между тем, для детей этого возраста это совсем не самое главное в жизни. С ним за день происходила масса самых интересных и очень важных вещей. И так хочется поделиться! Но маму с папой интересует совсем другое. А если еще, не дай бог, отметки за день не самые лучшие, то обо всех этих, повторяю - очень важных событиях - и начинать говорить не стоит: мама с папой будут только недовольны. Родителям почему-то кажется, что вопросом об отметках они проявляют свою заботу, а так же ускоряют процесс адаптации к школе, дисциплинируют ребенка. На самом деле, эффект получается обратным: дети злятся, делают все, что угодно, кроме уроков, атмосфера в доме накаляется... Лучше спрашивать не об оценках (он о них и сам расскажет), а о том, что же было интересного в школе, что было трудно, а что легко, может быть малышу что-то не нравится. Таким образом вы соберете гораздо больше информации о делах в школе, ребенок не закроется в ответ на прямой вопрос об оценках и уроках. И самое главное: вы покажете ему, что вы с ним заодно, вы рядом и всегда готовы помочь и посочувствовать. Чаще всего ребенку от вас нужно не объяснения таблицы умножения или склонений глаголов, а просто внимание. А с уроками он и сам справится прекрасно.

_____________________________________________________

4. Постарайтесь не делать ребенку критических замечаний, когда он делает уроки, выяснять отношения и комментировать его действия. Фразы типа «Если бы ты хорошо слушал в школе, то смог бы решить эту задачу» или «Если бы ты не отвлекался все время, то давно бы сделал уроки» сосредоточенности и вниманию не способствуют. Зато они постепенно убивают в ребенке уверенность в своих силах, сбивают его и явно замедляют процесс приготовления домашних заданий. Если уж быть до конца честными перед собой, то таким образом вы «спускаете собственные пары», срываете зло на свою же беспомощность.

______________________________________________________________

5. Удобное время для занятий лучше выбрать вместе с ребенком. Пусть он активно и сознательно поучаствует в этом процессе на равных с вами. Уверяю вас, что ничто так не дисциплинирует, как равноправное участие в установлении правил. Режим, таким образом, не будет навязан ребенку (что может только усилить его негативизм, протест против давления и желание все сделать наоборот), а согласован с ним, как со взрослым. Не стоит навязывать жесткую схему: «Сначала уроки, потом - все остальное». Нужно ли вам, чтобы уроки воспринимались, как наказание? Например, в теплое время года сразу после школы лучше погулять, а уж потом садиться за стол. Зимой, наоборот, лучше сначала позаниматься, а потом садиться за компьютер или телевизор.

 

Если же у ребенка возникают действительно серьезные проблемы со школой, то скандалами и жесткой дисциплиной тут точно не поможешь. Когда родители проявляют повышенный интерес к учебе, дети часто намеренно отказываются заниматься, отказываются оправдывать их надежды. Это своего рода, протест против давления, проявление чувства независимости. Очень часто неудачи в школе, нежелание учиться бывает вызвано причинами, не имеющими ничего общего с умственными способностями ребенка, например, не сложившимися отношениями в классе или с учителем. В этом случае бывает очень тяжело разобраться в ситуации, тем более, если ребенок замкнулся из-за того, что вы интересуетесь только его отметками и ругаете за них. В этом случае не мешает помнить, что почти в каждой школе сейчас работает детский психолог, и разрешение подобных ситуаций входит в его прямые обязанности.

Ребенок и уроки: учимся самостоятельности!..

8 нельзя:

1.Раздражаться, кричать и обзывать ребёнка.

Часто родители не обладают достаточным терпением и не умеют доходчиво объяснять непонятый материал. В результате процесс выполнения уроков превращается в пытку. Если оценить последствия стресса для ребёнка, наверное, лучше двойка в дневнике, чем подобная «помощь».

2.Выполнять задания вместо ребёнка.

В этом случае у ребёнка развивается чувство неуверенности в себе.

Со временем он станет думать, что вообще не способен чего-либо добиться без помощи. Или привыкнет решать свои проблемы за чужой счёт.

3.Усаживать ребёнка сразу же после школьных занятий или поздно вечером.

Любой ребёнок, независимо от возраста и темперамента, быстрее усваивает материал «на свежую голову». Приниматься за примеры или английскую грамматику нужно, предварительно отдохнув.

Тем, кто учится в первую смену, делать уроки следует между 16 и 19 часами, во вторую – в промежутке с 9 до 12 часов.

4.Заставлять заниматься в праздники.

Ничего, кроме отвращения к предмету и неприязни к себе, вы не добьётесь. Современные школьники и так подвергаются большим нагрузкам и устают к концу недели.

5.Использовать выполнение заданий в качестве наказания.

Иначе учёба будет ассоциироваться только с неприятными эмоциями и родительским гневом.

6.Демонстрировать пренебрежение к проблемам ребёнка.

Нельзя отказывать сыну или дочери в просьбе о помощи. Как бы ни были вы заняты, необходимо найти для этого время. Иначе дети станут скрытными и в последствии начнут относиться к вашим рекомендациям с недоверием.

7.Сравнивать ребёнка с другими детьми.

Ваш сын-гуманитарий при всём желании не сможет стать Васей Петровым, у которого по математике одни пятёрки. Максимум, чего вы добьётесь, - он начнёт тихо ненавидеть не только математику, но и Васю. А если ему постоянно твердить, что он такой же лентяй, как и Петя Васечкин, не удивляйтесь возросшему количеству двоек в дневнике.

8.Критиковать в присутствии ребёнка учителей или школу.

Непродуманные высказывания в адрес учителя (даже если он это заслуживает) могут не только вызвать у ребёнка пренебрежение к предмету, но и спровоцировать неуважительное поведение по отношению к педагогу

Первоклассник - новый этап в жизни вашего ребенка… и вашей семьи.

           Первый год обучения в школе является не только одним из самых сложных этапов в жизни ребенка, но и своеобразным испытательным сроком для родителей. Во-первых, именно в этот период требуется их максимальное участие в жизни ребенка. Во-вторых, при начале обучения четко проявляются все их недоработки. В-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.

           В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

           Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.

           Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

           Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).

 

           Физиологическая адаптация.

           Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

           1) Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

           2) Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

           3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

           Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

           Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первокласcников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.

           Будет не лишним вспомнить обо всем этом прежде, чем упрекать ребенка в лености и отлынивании от своих новых обязанностей, а также вспомнить, какие сложности со здоровьем у него имеются.

           Факторы риска в развитии ребенка могут оказаться чрезвычайно разнообразны: это и заболевания матери в течение беременности, и особенности протекания родов, и болезни, перенесенные самим ребенком в течение дошкольного детства (особенно на первом году жизни), и конечно, хронические заболевания.

           Хочется обратить внимание родителей на то, что не только хронические заболевания влияют на успешность адаптации детей в школе, но и частые простудные заболевания, которым многие родители не придают особого значения. Рассмотрим хотя бы обычный насморк. Из различных недомоганий он кажется наиболее безобидным. Однако нельзя не учитывать, что затрудненное носовое дыхание не обеспечивает поступления достаточного количества кислорода в легкие и в головной мозг, что приводит к быстрой утомляемости, низкой работоспособности и, в конце концов, к учебному отставанию.

           Дети, имеющие постоянные сложности со здоровьем, в школе часто быстрее утомляются, работоспособность их снижена, учебная нагрузка может оказаться слишком тяжелой.

           Такие дети нуждаются в особом подходе и внимании взрослых. Во-первых, нужно, по возможности, снизить для них психологическую нагрузку. Для этого вторую половину дня им лучше провести дома, а не на продленке, причем желательно обеспечить им 2-часовой дневной сон. Во-вторых, нельзя забывать, что физически ослабленные дети нуждаются в ежедневных прогулках на свежем воздухе и продолжительном ночном сне (примерно 11 часов). И конечно, нужно помнить о необходимости психологической поддержки. Ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.

           Социально-психологическая адаптация.

           Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 7 (6) лет.

           Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка.

           Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.

           Такие изменения происходят в психике ребенка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации к школьному обучению. Будете ли вы наблюдать их у собственного ребенка - это вопрос о психологической готовности к школе. О "внутренней позиции школьника" можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована. Особенно актуальна эта проблема для 6-леток. У них чаще, чем у 7-леток, затруднено формирование "чувства необходимости учения", они менее ориентированы на общепринятые формы поведения в школе. При столкновении с такими трудностями нужно помочь ребенку принять "позицию школьника": чаще ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не станет их соблюдать. Можно поиграть дома с первоклассником в школу, существующую только по правилам, которые нравятся ему самому, или совсем без правил.

           В любом случае необходимо проявлять уважение и понимание чувств ребенка, так как его эмоциональная жизнь отличается еще ранимостью, незащищенностью.

           В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса 7 (6) лет интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое "приобретение" в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.

           Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении - первый год учебы является безоценочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки, делается больший акцент на качественный анализ их деятельности. Родители также должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим сыном или дочерью: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей.

           Другим следствием обобщения переживаний является возникновение внутренней жизни ребенка. Постепенно это влечет за собой развитие способности оценивать будущий поступок заранее с точки зрения его результатов и последствий. Благодаря этому механизму преодолевается детская непосредственность.

           Неприятным для родителей кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей часто становятся кривляние, манерность, неестественность поведения, склонность к капризам и конфликтность.

           Все эти внешние особенности начинают исчезать, когда первоклассник выходит из кризиса и вступает непосредственно в младший школьный возраст.

           Таким образом, родителям и педагогам следует запастись терпением. Чем меньше негативных эмоций они будут проявлять, реагируя на кризисные проявления ребенка в возрасте 6-7 лет, тем больше вероятность, что все эти проблемы останутся в данном возрастном периоде.

           Говоря о социально-психологической адаптации детей к школе, нельзя не остановиться на вопросе адаптации к детскому коллективу.

           Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье детей. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для них часто становится стрессом изменение ситуации, когда они осознают, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им.

           Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т. п. Необходимо научится адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего покажите ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его возможности.

           Надеемся, что информация об особенностях протекания адаптации к школьному обучению у детей оказалась интересной и полезной для Вас и Вы сможете, учитывая эти сведения, облегчить привыкание своего ребенка к школе, помочь ему в трудную минуту.

Каковы признаки успешной адаптации?

Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка - внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?

Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!") , иначе бороться с апатией вы будете очень долго.

Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.

Но самым важным, на наш взгляд, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья "не по делу", что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе. Вспомните, как тяжело избавиться от имиджа "жадины" или "всезнайки", как много проблем появляется в подростковом возрасте именно потому, что когда-то малышу не удалось проявить себя должным образом.

Отдельно необходимо сказать и об отношениях с учителем.

Первая учительница - это важный человек в жизни всей вашей семьи. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к ее советам, предлагать помощь в организации праздников и общих дел – ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдет на пользу вашему ребенку. Ваш сын или дочь будут иметь повод гордиться вами! Обязательно согласуйте требования, чтобы ребенок не пострадал от ваших разногласий с педагогом. Если вас не устраивает (или просто непонятна) методика обучения, попросите учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения. Думаем, что любой учитель сделает это охотно, ведь он заинтересован видеть в вас в первую очередь помощников, а не критиков.

 

С какими же трудностями сталкиваются родители и учителя в первые годы обучения детей, каковы их основные жалобы?

1. Хроническая неспешность.

В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка.

Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо. Это часто звучит в речи родителей: "Будь моя воля, я бы никогда не отдала бы его в школу, мне до сих пор снится моя первая учительница в кошмарных снах".

Опасения, что ребенок будет болеть, простужаться. С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень хороших, высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. В период начального обучения происходит изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам. "Хорошим" считается ребенок, который успешно учится, много знает, легко решает задачи и справляется с учебными заданиями. К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители относятся отрицательно (вербально и невербально). Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая опять же дезорганизует его деятельность. Ребенок хуже усваивает новый материал, навыки, и, как следствие, закрепляются неудачи, появляются плохие отметки, которые опять вызывают недовольство родителей, и так, чем дальше, тем больше, и разорвать этот порочный круг становится все труднее. Неуспешность становится хронической.

Причины, приводящие к неспешности:

1. Недостаточная подготовленность ребенка к школе (недоразвитая мелкая моторика -следствие: трудности в обучении письму, несформированность произвольного внимания - следствие: трудно работать на уроке, ребенок не запоминает, пропускает задания учителя).

2. Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов. В семьях, где чаще бывали конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, т.к. семья не может удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви, следствие: общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносятся на школьную жизнь.

3. Завышенные ожидания родителей. Нормальные средние успехи ребенка воспринимаются ими как неудачи. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. Следствие: растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой оценкой окружающих. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших (с их точки зрения) результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют. Это приводит к еще большему торможению развития.

2. Уход от деятельности.

Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто в неблагополучных семьях).

Игры в уме становятся основным средством удовлетворения игровой потребности и потребности во внимании со стороны взрослых. В случае своевременной коррекции прогноз развития благоприятный, и тогда ребенок редко попадает в отстающие.

В противном случае, привыкнув удовлетворять свои потребности в фантазиях, ребенок мало обращает внимание на неудачи в реальной деятельности, и у него не формируется высокий уровень тревожности, но это препятствует полной реализации возможностей и способностей ребенка и приводит к пробелам в знаниях.

Как помочь?

1. Внимание к ребенку: больше наблюдать, меньше воспитывать.

2. Дать возможность ребенку развернуть во вне деятельность воображения: творческая деятельность (рисунок, конструирование, лепка).

3. В этой деятельности обеспечить сразу успех, внимание, эмоциональную поддержку.

3. Негативистская демонстративность.

Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания.

Внимание в любой форме - безусловная ценность для ребенка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия.

Любые эмоциональные проявления со стороны взрослого, как положительные (похвала, доброе слово), так и отрицательные (крик, замечание, укоры) служат подкреплением, провоцирующим демонстративное поведение.

4.Вербализм.

Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и связан прежде всего с особенностями развития познавательных процессов. Многие родители считают, что речь - важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие мышления абстрактного, логического, практического - это ролевые игры, рисование, конструирование) оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает.

Бойкая речь, отчетливые ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые высоко оценивают ребенка.

Вербализм, как правило, сопряжен с высокой самооценкой ребенка и завышенной оценкой со стороны взрослых его способностей. С началом обучения в школе обнаруживается, что ребенок не способен решать задачи, а некоторая деятельность, которая требует образного мышления, вызывает трудности. Не понимая, в чем причина, родители склонны к двойньм крайностям:

1) винить учителя;
2) винить ребенка (повышают требования, заставляют больше заниматься, проявляют недовольство ребенком, что, в свою очередь, вызывает у него неуверенность, тревожность, дезорганизуется деятельность, возрастает страх перед школой и перед родителями за свою неуспешность, неполноценность , а это путь к хронической неуспешности.

Необходимо: больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика.

Основная тактика: придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.

4. Психофизический инфантилизм.

Отставание в психическом развитии, которое прослеживается в дошкольных формах поведения, демонстрирует интересы и потребности дошкольника.

Такой "психологический дошкольник" не считает важным и серьезным требования школы, поэтому тревожность не возникает, школьные оценки беспокоят учителя и родителей, но не его. Неуспехи не переживаются как травмирующие. При хронической неуспешности самооценка занижена, при инфантилизме - не сформирована.

5. "Ребенок ленится" - Это очень частые жалобы.

За этим может стоять все, что угодно.

1) сниженная потребность познавательных мотивов;
2) мотивация избегания неудач, неуспеха ("и не буду делать, у меня не получится, я не умею"), то есть ребенок отказывается что-либо делать, так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности.
3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента. Ребенок трудится добросовестно, но медленно, и родителям кажется, что ему "ЛЕНЬ ШЕВЕЛИТЬСЯ", они начинают его подгонять, раздражаются, проявляют недовольство, а ребенок в это время чувствует, что он не нужен, что он плохой. Возникает тревога, которая дезорганизация деятельности.
4) Высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже иногда расценивается родителями как лень. Ребенок не пишет фразу, пример, т.к. совершенно не уверен, как и что нужно писать. Он начинает увиливать от любого действия, если не убежден, что делает правильно, хорошо, ибо уже знает, что его будут любить родители, если он все сделает хорошо, а если нет, то он не получит той необходимой для него "порции" любви.

Реже бывает лень в собственном смысле, когда ребенок делает только то, что ему приятно. Это избалованность.

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе.

Самый важный результат такой помощи - это восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок - родители -учителя). Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой.

Вот некоторые рекомендации.

День ребенка:
1. Пробуждение.
2. Выход в школу.
3. Возвращение из школы.
4. Домашние задания. (Смотри Джайнот "Родители и дети").

Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает.

Но:
1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство).
2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Соблюдение правил безболезненного оценивания школьных успехов должно сочетаться с поисками такой деятельности, в которой ребенок может быть реализует себя и с поддержанием ценности этой деятельности. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школьной неуспешностью, в спорте, домашних делах, в рисовании, контруировании и т.д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.

Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.

Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что - то, а вопреки всему.

Как это можно сделать?

1. Не показывать ребенку свою озабоченность его школьными успехами (см. Джойнотт).

2. Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п.

3. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя.

Это поможет снижению тревоги, а так как ребенок на уроках все же работает, то у него накапливаются некоторые достижения. Благодаря такой девальвации школьных ценностей, можно предупредить самый отрицательный результат -неприятие, отвержение школы, которая в подростковом возрасте может перейти в асоциальное поведение.

Таким образом, нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих школьных неудачах, ему надо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутверждаться. А это впоследствии скажется и на школьных делах. Чем больше родители фиксируют ребенка на школе, тем это хуже для его школьных успехов, тем хуже для его личности.

Чем больше мы пытаемся воспитывать, давить, тем больше растет сопротивление, которое проявляется иногда в резко отрицательном, ярко выраженном демонстративном поведении, как уже говорилось, демонстративность, истеричность, капризность порождается отсутствием любви, внимания, ласки, понимания в жизни ребенка. Каждый случай лучше рассматривать индивидуально. Можно лишь дать некоторые общие рекомендации.

1. Четкое распределение, регуляция родительского внимания к ребенку по формуле " уделять ребенку внимание не только когда он плохой, а когда он хороший и больше, когда он хороший". Здесь главное замечать ребенка, когда он незаметен, когда он не выкидывает фокусов, надеясь привлечь внимания.

Все замечания свести к минимуму, когда ребенок "фокусничает", а главное к минимуму свести эмоциональность ваших реакций, ибо именно эмоциональности ребенок и добивается. Эмоциональность для такого ребенка не наказание, а поощрение его ассоциативного способа привлечения внимания. Наказывать за истерики одним способом - лишением общения (спокойное, а не демонстративное).

Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. (Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка, он все равно не поверит). Мне нравится твой рисунок. Мне приятно видеть, как ты занимаешься со своим конструктором и т.д.).

2. Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.).

Родители должны твердо оценить действенность этих рекомендаций и должны осознать, что в первое время изменение стиля общения с ребенком приведет не к снижению, а к взрыву негативизма, сопротивлению со стороны ребенка. Когда ребенок обнаружит, что средства, которые он до сих пор использовал, чтобы добиться внимания, перестали действовать, то первое, что он станет делать - это "прошибать стену лбом", то есть усилит свои средства воздействия на родителей. Но родители должны научиться за этим слышать детский крик о помощи, призыв к любви, вниманию, а не к наказанию (физическому), отвержению. Здесь не надо срываться. Спокойно лишить внимания, не наказывать, не ругать. А когда приступ истерики пройдет, и ребенок успокоится, найдет себе занятие, вот здесь и проявить любовь, нежность, внимание (почитать, поиграть, вместе что-то поделать).

 

День ребенка (по Джойнотт) Пробуждение.

Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда она входит в комнату. "Вставай, опоздаешь". Гораздо лучше научить его пользоваться будильником. Лучше купить будильник и, преподнося его, как - то обыграть ситуацию: "Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать".

Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут".

Эти слова создают атмосферу теплоты и добра, в противоположность крикам.

Можно включить погромче радио.

Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.

Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо выходить в школу". "Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол".

Выход в школу.

Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности.

: "Вот твои очки" - лучше, чем "Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки".

Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: "Пусть все сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо, не балуйся". Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: "Увидимся в два часа", чем "После школы нигде не шляйся, сразу домой".

Возвращение из школы.

Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.

- Как дела в школе?
- Нормально.
- А что сегодня делали?
- А ничего.
Что получил? И т.д.

Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей ("им нужны мои оценки, а не я"). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции "написаны" у него на лице. ("День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?").

"Папа пришел". Пусть отдохнет, почитает газеты, не надо обрушивать на него все жалобы и просьбы. Пусть когда вечером, за ужином, вся семья в сборе, можно поговорить, но за едой лучше о хорошем, по душам. Это сближает семью.

Пора спать.

Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.

Не надо вступать в спор, если ребенок сообщает, что забыл умыться и попить.

 

НЕ БОЙСЯ

ИЛИ ШКОЛЬНЫЕ СТРАХИ

Страх опасности в десять тысяч раз страшней самой опасности.

Л Дефо

Мир страхов человека чрезвычайно разнообразен и удивителен. Чего только не боятся люди: лягушек, тараканов, сломать ногу, опоздать на работу, попасть в авиакатастрофу, землетрясений и конца света. Трудно найти хотя бы один предмет, который не мог бы стать поводом для возникновения страха.

КТО НЕ РИСКУЕТ...

Обычно считается, что бояться — плохо. Страхи надо побеждать, преодолевать, с ними надо бороться самым решительным образом. Но иногда мы вспо­минаем, что, может быть, испытывать чувство опас­ности — это нормально. В самом деле, человек так устроен, что просто не смог бы жить, если бы его организм ежесекундно не получал информации о сво­ем состоянии и состоянии мира вокруг. Страх при этом выступает одним из важнейших регуляторов поведе­ния. Если изменение ситуации потенциально содержит какую-нибудь угрозу, человеку тут же «сообщается» об этом. И он обойдет стороной появившуюся вдруг собаку, возьмет тряпочку, прежде чем снять горячую кастрюлю с плиты, не побежит через дорогу перед быстро мчащейся машиной.

Есть и еще одна точка зрения: страх — фактор мобилизации внутренних резервов человека, одна из причин его активности. Народная мудрость гласит: «Страх придает крылья», «Глаза боятся, а руки дела­ют». Так бывает на контрольной или экзамене, когда вдруг, «со страху», ученик отвечает так хорошо, как никогда.

Не менее важной является и связь страха с психоло­гией риска. Все неведомое, таинственное, запрещен­ное, все, что возбуждает страх, — вместе с тем и привлекает к себе. Наиболее значимую роль в разви­тии человечества играли те, кто смело шел навстречу опасности, не боясь незнакомого, страшного. Полу­чившийся невольный каламбур — не бойся страшно­го — самым точным образом указывает на суть про­блемы. Ведь неважно, есть страхи или нет, а важно, как оценить степень опасности, как относиться к страш­ному и что делать при встрече с ним.

Если внимательно прислушаться к тому, что мы го­ворим, то можно обнаружить множество оттенков страшного. Так, может быть что-то страшно интерес­ное, страшно веселое, страшно хорошее, ужасно коря­вое и т.д.

РАЗЛИЧАТЬ ОТТЕНКИ

Отношение к собственным страхам складывается у человека с самого раннего возраста. Ребенок, появив­шись на свет, еще не имеет ни опыта знакомства с опасностью, ни средств, позволяющих оценить ее, ни стереотипов поведения при встрече с нею. Все это появляется постепенно. Что-то приносит собственный опыт, что-то передают родители.

Пришедший в школу ребенок уже имеет свое отно­шение к возможной или реальной опасности и набор способов поведения при встрече с нею. Обычно такой опыт не только не мешает ребенку хорошо учиться и в полной мере реализовывать свои возможности, но и помогает, активизируя контроль над выполнением ра­боты. Однако иногда полезные и нужные страхи вдруг становятся вредными и мешающими. Что же происхо­дит?

При подготовке к школе обычно основное внимание уделяют умственному развитию детей. Но остается в стороне такая, не менее важная способность — по-разному смотреть на происходящие события, разли­чать оттенки жизни. Все «плохие» стороны жизни: печаль, грусть, страх, тревога, неудача — имеют оди­наковый цвет для таких детей.

В классе таких ребят немного: 3—6 человек. До школы у них все легко получалось и не требовало интенсивной работы. Основное внимание уделялось количеству знании и навыков, которыми должен вла­деть ребенок, чтобы успешно учиться в школе. Одна­ко взрослые не проявляли терпеливости, ожидая, пока будущий ученик сам найдет решение проблемных за­дач или конфликтных ситуаций. Все способы переда­вались в готовом виде, хорошо и быстро усваивались, такие ребята не знают «мук творчества».

В то же время не было и самостоятельного поис­ка средств оценки и принятия ситуаций, связанных с негативными эмоциональными переживаниями. Как правило, взрослые просто навязывали свою собственную оценку ребенку, не показывая, как она возникла.

ОПЫТ НЕУДАЧИ

Нередко родители, начав водить дошкольника в ка­кой-то кружок (изостудию, танцевальный, фигурного катания), затем обнаруживают, что у него не получа­ется так хорошо, как им (родителям) хотелось бы. И они бросают это занятие. В результате такие дети не имеют опыта принятия собственной неудачи как этапа на пути к успеху. И когда неизбежно появляются «пло­хие отметки» в тетрадках, страхи, которые обычно способствуют развитию, раскрытию возможностей уче­ников, у них становятся тормозящим фактором.

Сюда относятся:

  1. Страх изменений, когда, столкнувшись с труд­ностями школьной жизни, как учебными, так и быто­выми (например: необходимость длительно выполнять одни и те же задания, пока не получится; соблюдение режима, правил поведения в школе; установление вза­имоотношений с одноклассниками), ребенок начинает бояться происходящих перемен. Такой ученик привык получать «готовый рецепт» сразу, а не искать и под­бирать необходимые средства, чтобы по ходу адекват­но оценивать складывающуюся ситуацию и принимать соответствующее решение. В результате могут появиться отказы ходить в школу, беспричинные болезни и дру­гие формы выражения этого страха.
  2. Страх новизны, который основывается на каче­стве любого нового предмета вызывать интерес и чувство опасности одновременно. В нашем случае чувство опасности оказывается сильнее, а средства для изменения своего отношения как к новизне, так и к своему страху перед ней у ребенка отсут­ствуют. В результате возникают «беспричинные» трудности при переходе к новой теме, новому уп­ражнению...
  3. Страх перед непредрешенностью результата. Когда, например, возможность ошибки расценивается ребенком как угроза:

• не подтвердить мнение о себе как хорошем уче­нике (это может быть мнение учителя или родителей);

• потерять свой статус среди сверстников (ребята будут надо мной смеяться);

• быть хуже старшего брата или сестры, либо дру­гих учеников в классе (обычно возникает при наличии дома или в школе правила сравнивать детей между собой).

Такой ученик старается выбирать работу полегче, хотя, как отмечают учителя, способен на большее. При необходимости же выполнять трудные задания делает их хуже, чем мог бы, боясь допустить ошибку.

ЖЕРТВЫ ОЖИДАНИЯ

Иногда проблемы со страхами у детей легко реша­ются общеизвестными способами: надо сравнивать ре­бенка только с самим собой, показывая его собствен­ные достижения; выделять зеленой ручкой образец в тетради такого ученика; показать количество сделан­ного правильно; поговорить с ним о его страхах, нари­совать их и т.п. Причем справедливо показывать сла­бым ученикам их успехи, а сильным ученикам, что они делают очень хорошо, а что просто хорошо и можно еще над этим поработать. Это очень важно. Часто именно сильные ученики становятся жертвами ожида­ния того, что последует, если они не справятся с зада­нием.

 ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ

В заключение хочу еще раз напомнить те «беспо­лезные» советы, следование которым может существен­но повлиять на отношение к школе и учебе у младших школьников.

1. Систематически выделяйте исключительно ошиб­ки или другие «неправильности» во всех видах работ своих учеников. При этом старайтесь, чтобы на вашем лице были написаны все признаки вселенской ката­строфы, если вы обнаружили повторяющуюся ошибку.

2. Регулярно говорите им, что в классе учатся одни лодыри, которые не хотят приложить минимум уси­лий, чтобы хоть чему-нибудь научиться.

3. Не забывайте как можно чаще сравнивать своего ребенка с другими детьми, говорить, как хорошо по­лучается у них и как плохо у него. Особенно эффек­тивно сравнивать между собой сестер или братьев, а также брать в пример маму, папу, бабушек и дедушек. При этом всегда поминайте недостатки природы или нехватку способностей.

4. Желательно постоянно указывать ребенку, что и как ему надо сделать. Во всем навязывайте свою точ­ку зрения. Не забудьте при этом обязательно сослать­ся на значимость происходящего.

5. Старайтесь говорить ребенку перед каждой конт­рольной работой: «Там нет ничего страшного, ты все это знаешь и обязательно сделаешь». Особенно если сами вы при этом бледнеете и ваш голос дрожит.

Четко выполняя эти советы, вы очень быстро уви­дите, что ребенок не хочет идти в школу, не желает учиться, мечтает снова стать маленьким или заболеть.

Ну, а если серьезно, то для ребенка, научившегося «правильно» бояться, страх из помехи превратится в помощника. Недаром в народе бытует пословица: «Один со страху помер, а другой ожил». Например, если вы обнаружили, что ваш ребенок излишне трево­жится перед контрольной или экзаменом, то разбери­те с ним несколько конкретных «страшных ситуаций», которые могут произойти.

Вот несколько тем для обсуждения: «Что ты бу­дешь делать, если обнаружится, что ты забыл тет­радь дома, не взял карандаш, ластик? Если попалось незнакомое слово в тексте, что надо сделать?» И т.д. Такие упражнения помогут ребенку избавиться от привычной пассивной позиции перед «страшным», по­могая искать выход. Но обязательно помните, что надо дать возможность ребенку самому ответить на эти вопросы. Не вы ищете способ, а ребенок. И лучше всего, если будет найден не один вариант, а несколько, которые можно сравнить, чтобы выбрать лучший.

Чем чаще (только, пожалуйста, не целыми днями) вы будете разговаривать с ребенком о его страхах и о страшном вообще, обсуждая, что страшнее всего, по­чему, как быть, если это произошло, не забывая да­вать возможность самому ребенку порассуждать на эту тему, тем спокойнее вам и ему будет жить. Ведь реально «не страшно» — это не когда «я не боюсь», а когда «я знаю, что есть способ выхода из сложив­шейся ситуации» или «я знаю, как его можно найти».

РАБОЧЕЕ МЕСТО

Большую роль в продуктивности умственного труда играет привычка к месту работы, рабочая обстановка. Понятие рабочей обстановки включает:

1. Рабочее место.

2. Рабочую зону (письменный стол, стул, шкаф и др.) и расположение в ней предметов.

3.Температуру и влажность воздуха окружающей среды.

4. Освещение: естественное и искусственное.

5. Окружающий звуковой фон.

Постоянное место благодаря повторным занятиям прочно ассоциируется с трудом, вызывая соответствующее настроение. Привычная обстановка не отвлекает внимания и быстро настраивает на деловой лад.

Рациональная подготовка места для занятий может сэкономить много времени, обеспечит хорошую работоспособность.

Необходимо позаботиться о том, чтобы ребёнку было удобно сидеть, а для этого подобрать мебель, подходящую по росту. Проверить это просто. Поставьте ребёнка около стола. Высота стола должна быть выше локтя на 2 – 3 см. Если окажется, что стол высок, сделайте стул выше, положив на него жёсткую подушечку. Для ног нужна подставка. Сиденье стула должно обеспечивать удобное положение тела и находиться на уровне коленного сустава. Сиденье должно обязательно иметь удобную спинку.

Наклон читаемой книги не следует делать более 45 градусов. Глаза меньше устанут при чтении, если книга будет достаточно удалена от глаз. Расстояние это должно быть не менее 30 см. Это легко контролировать: если поставить руку на локоть, то глаза должны быть на уровне большого пальца руки. Учащиеся, страдающие каким-либо недостатком зрения, при чтении и письме во избежание быстро развивающегося зрительного утомления должны обязательно пользоваться очками в соответствии с указаниями врача.

Для отдыха глаз рекомендуется, отведя глаза от объекта работы, устремить их вдаль, благодаря чему достигается отдых мышечного аппарата глаз.

Особое внимание следует обратить на организацию правильного и достаточного освещения. Во время вечерних занятий и в пасмурную погоду необходимо, кроме общего освещения комнаты, пользоваться настольной лампой мощностью не менее 75 Вт.

Источник света должен находиться слева и несколько спереди (для детей, пишущих левой рукой – справа).

Перед началом занятий необходимо проветрить комнату, устранить по воз¬можности всё, что может помешать работе.

Очень важно регулярно чередовать умственный труд с отдыхом.

ПнВтСрЧтПтСбВс

Разделы сайта