!>
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Профориентация

КАК ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ?

Чтобы прийти к обдуманному решению о выборе профессии, необходимо сделать семь следующих шагов:

1. Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны и по которым вы хотели бы работать.

2. Изучить перечень требований к выбираемой профессии по параметрам: 

• выбираемая профессия и жизненные ценности, цели; 
• выбираемая профессия и реальное трудоустройство; 
• желательный уровень профессиональной подготовки; 
• выбираемая профессия и мои склонности, способности; желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определить значимость каждого требования. Может быть, есть менее важные требования для вас, которые, по большому счёту, можно и не учитывать.

4. Оценить своё соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования, предъявляемые самой профессией. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям, предъявляемым профессией.

5. Подумайте о соотношении полученных результатов. По полученным результатам определите, какая профессия из всего списка наиболее других подходит вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты. Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите своё решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные действия на пути к успеху.

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ АКТИВНЫМ НА РЫНКЕ ТРУДА?

Если тебе хочется узнать, насколько активна твоя позиция, оцени ряд утверждений. Если ты согласен с соответствующим утверждением, то поставь знак «+» рядом с его номером.

1. Хорошо знаю свои цели и желания.

2. Изучил себя, знаю, на что способен.

3. Умею ориентироваться в потоке информации и самостоятельно добывать необходимые сведения.

4. Верю в себя, в возможность достижения успехов в намеченных делах.

5. Считаю, что имею право на выбор в любой конкурсной ситуации – не только меня выбирают, но и я выбираю.

6. Умею обращаться за помощью к другим людям, делать их союзниками при реализации своих планов.

7. Умею извлекать пользу из ошибок, учиться на своем опыте и на опыте других людей.

8. Сталкиваясь с препятствиями, ищу новые способы разрешения возникшего затруднения.

9. Ощущаю достаточно сил и энергии для реализации своих целей.

10. Выстраиваю способы достижения основного варианта, обязательно продумывая запасной.

11. Стремлюсь к получению опыта, пробуя себя в разных областях.

12. Непрерывно осмысляю и корректирую свои действия в зависимости от полученных результатов.

13. Умею учитывать мнения других людей при выработке и реализации своих планов, не теряя своей позиции.

14. Владею навыками поведения в деловых ситуациях: умею договариваться о встрече с нужными людьми, представить себя, рассказать о своих возможностях.

Посчитай количество плюсов, которое получилось в итоге:

12-14 – твоя позиция очень активна; Хорошо знаю свои цели и желания.

8-11 – твоя позиция достаточно активна;

Менее 8 плюсов – имеет смысл серьезно задуматься и, возможно, обратиться на консультацию к психологу-профконсультанту.

Сейчас дети разбираются в современных профессиях лучше, чем их родители, потому что они не воспринимают труд сквозь призму советского понимания слова «работа». Старые критерии надежности или престижа уже не актуальны, ведь многим довелось побывать в ситуации, когда государство оказывалось в долгу перед тружениками, а частные фирмы, к которым многие относились с недоверием, исправно выплачивали сотрудникам зарплату. Так и во многом другом: проходит время, смещаются акценты в понимании престижной работы. Поэтому, чтобы говорить со своими детьми на одном языке и иметь возможность давать действительно компетентные советы, родители сами должны знать о тенденциях рынка труда. 

Для того чтобы обеспечить своему чаду безоблачное будущее, современным мамам и папам необходимо спрогнозировать, насколько та или иная сфера деятельности будет популярна в дальнейшем. Сможет ли выпускник устроиться на работу, не будет ли переизбытка специалистов данной профессии к тому моменту, когда ребенок окончит вуз? 

Ни для кого не секрет, что большинство людей трудятся не по профильной специальности. Особенно это касается таких сфер, как торговля, отдела. Позже выясняется, что руководство ему не под силу: он хороший труженик, но плохой начальник. Так он достигает своего уровня некомпетентности. Если же он справляется с задачей, его продвигают дальше, пока результаты его работы не станут плохими. Данную стадию и называют уровнем некомпетентности. Печальная картина. Недостаток такой системы замечен давно. Теперь существует возможность стать профессиональным руководителем. Чтобы обучиться данной специальности, нужны определенные способности. Лидерские качества проявляются с самого детства, но их недостаточно, чтобы стать хорошим руководителем. Необходимы аналитические и психологические знания, а также умение думать и заботиться о других. 

Кроме того, становится популярной работа в кадровых службах или, как теперь принято говорить, Human Resources (HR). Раньше считали, что кадровики просто перекладывают бумажки — сейчас специалист такой службы имеет в организации совершенно иной статус. Он занимается не только документами персонала, но и «формированием лояльности коллектива». Еще из школьных учебников истории мы знаем, что лучше работают заинтересованные в результатах своей деятельности сотрудники. Поэтому специалист кадровой службы исполняет роль проводника между начальником и подчиненными. Некоторые компании задействуют также психологов, которые налаживают обстановку в отделах и дают индивидуальные консультации сотрудникам и руководству. Они проводят семинары и тренинги, призванные объединить работников в единую команду. 

Если ребенка интересует психология, то образование в этой сфере сейчас достаточно популярно, да и работа для хорошего специалиста найдется всегда. Психоаналитики, скорее всего, вряд ли станут популярными в нашей стране. Тут дело в национальном менталитете: мало кто согласится платить деньги за то, что тебя просто выслушают. У нас принято делиться проблемами с друзьями и родственниками и у них искать поддержку. Хотя без работы такой специалист не останется — существует множество консультативных центров, куда люди обращаются разово за советом в решении конкретных проблем. А вот психологи, занимающиеся вопросами взаимоотношений в коллективе, будут востребованы. С ростом корпоративной культуры, ориентированной на западный стиль ведения бизнеса, для многих организаций, особенно имеющих западных учредителей или партнеров, наличие такого сотрудника в штате станет нормой. 

IT — информационные технологии 

Большинство современных школьников могут работать с компьютером на пользовательском уровне: набирать и форматировать текстовые документы, создавать таблицы и презентации, пользоваться электронной почтой и Интернетом, устанавливать несложные программы и т. п. Поэтому, если ребенок целыми днями сидит за ПК, проходя очередной уровень в новой игре или болтая по Интернету в чатах и форумах, это вовсе не означает, что он станет специалистом в области IT. Навык работы на ЭВМ пригодится ему в любой профессии, так как сейчас практически не осталось сфер деятельности, где бы ни использовали компьютер. 

Совсем другое дело, если школьник устремляет свой взгляд к математике, физике и информатике. Если его интерес к ПК простирается дальше пользовательского, то, получив техническое образование, он реализует свои возможности в сфере информационных технологий, телекоммуникаций, связи. Здесь можно развиваться в разных направлениях: программирование, обслуживание компьютеров, создание интернет-сайтов и т. д. Специалисты в данных областях никогда не будут лишними, потому что цифровые технологии глубже проникают в нашу жизнь. И здесь важными являются не только знания, но и умение приспосабливаться ко всему новому, видеть направления и перспективы, ведь движение в сфере IT происходит удивительно быстро. 

Маркетинг, реклама, PR 

Данное направление считают одним из самых модных и перспективных. Конечно, вряд ли оно со временем потеряет актуальность. И хотя эта сфера относительно молодая, вузы давно предлагают студентам свои программы. Это может быть как творческая, так и аналитическая деятельность. Создание рекламы, безусловно, творческий процесс, в котором задействованы дизайнеры, копирайтеры, сценаристы и т. д. Но есть еще и специалисты, которые призваны определить целесообразность того ли иного вида рекламы для данного товара или услуги, где и как эту рекламу размещать и т. п. Необходим прогноз того, в каком направлении развивать рекламную деятельность, чтобы популярность продукта была на высоте. Кроме того, на фирме должны быть люди, занятые созданием положительного имиджа компании. К ним относят специалистов по связям с общественностью, или PR. Причем пиар бывает двух видов: внешний — это информация об организации, которая формирует ее имидж в глазах общественности (упоминания в СМИ, позиционирование фирмы на рынке товаров и услуг, пресс-конференции и др.) и внутренний — отношение самих сотрудников к деятельности компании. Если работники гордятся своим нанимателем, то и трудятся лучше. В ближайшее время вряд ли будет переизбыток специалистов по PR, так что для ребенка, у которого есть гуманитарные способности, умение быстро находить выход из нестандартных ситуаций, склонность к анализу, образование в этой сфере — залог успешной карьеры. 

Туризм, отдых и развлечения 

Раньше работу в туристическом, гостиничном и ресторанном бизнесе не считали престижной. Сейчас данная сфера деятельности весьма привлекательна, ведь для поездки за границу не нужны рекомендации десятков инстанций. Чтобы реализоваться на службе, необходимо умение ладить с людьми, потому что именно от доброжелательности персонала зависит успех организации. 

Выбирая профессию для ребенка, необходимо учитывать его потребности и возможности, а не только престиж или предполагаемую зарплату. Есть много специальностей, которые сейчас воспринимают так же, как и раньше. Быть хорошим бухгалтером ничуть не хуже, чем посредственным журналистом. Не стоит навязывать ребенку свои невоплощенные мечты, не надо давить, пытаться привить свои интересы и взгляды, ведь социальная реализация — один из важнейших аспектов человеческой жизни. Помогая юному созданию с выбором рода деятельности, старайтесь предоставить ему информацию, но не подталкивайте. Продуманное решение — залог дальнейшего карьерного успеха. 



Профориентация на школьной местности 


Как правило, вопрос выбора будущего дела жизни встает перед школьником по окончании 9-го класса. Но психологи рекомендуют родителям задуматься над профориентацией ребенка уже в 7–8-м классе. Когда и к кому нужно обращаться за помощью в этом вопросе? 
В идеале считается, что каждый ученик имеет предрасположенность к определенной деятельности, а грамотные родители и педагоги на основе наблюдений за ребенком без особых сложностей могут определить подходящую для него профессию. Но практика показывает, что на пороге выпуска (11-й класс) большинство полученных в школе знаний оказываются неактуальными - и возникает необходимость оценить свои внутренние наклонности и ресурсы. 
Согласно социологическим исследованиям, школьники в своем выборе будущей специальности редко ориентируются на личную психологию, надеясь скорее на финансовые возможности семьи, всецело доверяются решению родителей. А мамы и папы, руководствуясь распространенными в обществе стереотипами о престижности профессий юриста и экономиста, обрекают чадо на жесткую конкуренцию и трудный поиск работы после получения диплома. 
Частое игнорирование «душевной» стороны «профессионального» вопроса психологи ставят в вину именно взрослым. Педагоги тоже не устают напоминать родителям, что будущие проблемы выпускника университета (начиная от трудоустройства и необходимости переквалификации и заканчивая неустроенной карьерой в зрелом возрасте) корнями уходят в школьную жизнь. Вердикт профконсультантов таков: если ребенку вовремя не предоставить возможность и время для выбора «близкой сердцу» деятельности, будущая работа грозит превратиться для молодого специалиста в каторжный труд. 
Будущее на вырост 
«Вовремя» на языке психологии означает не позже 8-9-го класса. «Дело в том, - говорит Ирина Савченко, психолог-консультант центра «Лелека», - что в 14-15 лет подросток начинает переживать потребность в выборе профессии, а исходные знания позволяют ему правильно (или нет) оценивать те или иные виды деятельности». 
Кроме учета «правильного» возраста, необходимыми атрибутами качественной профессиональной ориентации являются психологическая диагностика склонностей, мотивов и устремлений ребенка, обзор рынка труда и, конечно, учет финансовых возможностей семьи. Далеко не каждый современный школьник проходит все этапы профориентации от начала до конца. 
Мы выбираем, за нас выбирают 
Сегодня родители, желающие грамотно сориентировать чадо в «деле его жизни», по большому счету имеют только два варианта действий. 
Первый - обратиться за профессиональной консультацией в специализированный центр (как вариант - к школьному психологу) или же оббивать пороги служб занятости. 
Второй - надеяться только на собственные силы; всю информацию о методах психологической диагностики, о современной конъюнктуре рынка труда добывать и опробовать самим. 
Стратегия №1 
По словам г-жи Савченко, психологическая диагностика включает в себя предварительную консультацию психолога (как в режиме «психолог - школьник», так и «психолог - школьник - родители»), непосредственную психодиагностику с помощью специально подобранных опросников. «Профессиональные консультанты всегда используют несколько методик (не меньше трех-четырех тестов)», - говорит Ирина Савченко. По окончании сеансов школьнику выдается специальный отчет результатов тестирования, который носит исключительно рекомендательный характер. «Несмотря на то, что психологическая картина является базовым компонентом профориентации, мы никогда не советуем нашим клиентам слепо доверять тестированию. Это всего лишь диаграмма развитых способностей ученика на данный момент», - говорит психолог. 
К слову сказать, в большинстве случаев результаты консультирования в специальных психологических центрах ничем не отличаются от психологической «проверки» специалистами из служб занятости. Единственная разница заключается в оплате: если услуги центра в районе стоят 100-200 грн, то службы занятости обязаны консультировать бесплатно. 
Третий вариант действий - помощь школы. По словам Елены Прохницкой, заместителя директора по учебно-воспитательной работе в гимназии №153, в гимназиях и лицеях процесс профориентации включен в саму систему образования. «Еще в 5-6-х классах профильные предметы в учебной программе школьника отсутствуют, - говорит г-жа Прохницкая. - Но уже в 7-8-х классах увеличивается нагрузка на определенные уроки (или математические, или гуманитарные). Это еще не определения профиля ученика, а всего лишь выбор направления обучения, поэтому ребенок может поменять выбранный гуманитарный класс на математический или наоборот. Работа по профориентации начинается в конце 8-го класса, когда школьный психолог и куратор проводят психодиагностику склонностей и типа мышления учеников, тестируют интеллектуальную зрелость (по принципам, сходным с западным IQ) и исследуют темперамент ребенка. На собрании родители получают результаты всей работы в качестве рекомендаций». 
Стратегия №2 
В школе уже начинается регулирование вопроса профориентации. «Судя по частоте, с которой подымается сегодня эта проблема, система профориентации будет внедряться не только в гимназиях и лицеях, но и в обычных школах», - говорит Елена Прохницкая. 
Но несмотря на это, в каждой второй школе процесс профориентации учеников пущен на самотек. 
Согласно статистическим данным, за помощью к специалистам прибегает лишь незначительный процент выпускников, в большинстве же случаев вопрос выбора профессии решается в узком семейном кругу. Соответственно перед родителями встают проблемы: самостоятельно провести мониторинг рынка труда и своими силами осуществить психологическую экспертизу ребенка. 
Если о рейтинге востребованных профессий можно узнать в Интернете (www.profosvita.org.ua) или в специализированных печатных изданиях, то с психологической диагностикой будущего специалиста дело обстоит сложнее. Несмотря на доступность тестов и популярных методик, разобраться в их многообразии рядовому родителю не под силу. Психологи-консультанты для «самопроверки» школьника рекомендуют следующий алгоритм: первое - определить ведущий способ мышления; второе - протестировать на двух-трех профориентационных опросниках. 
По словам Ирины Савченко, определение ведущего мышления - «правополушарного» (абстрактно-образного - т. е. гуманитарные науки) или «левополушарного» (логического - т. е. точные науки) можно осуществить простыми «кустарными» методами. 
«Подручный» способ таков: сложите накрест руки (или ладони в замок), какая рука (большой палец) окажется сверху, такое полушарие и доминирует. Следующий шаг требует анализа. Для этого подойдет едва ли не самая популярная методика Е. О. Климова. 
Все многообразие видов деятельности знаменитый русский ученый разделил на пять типов. Прежде чем относить ребенка к одному из них, вспомните об увлечениях своего чада и обо всех его удачных проектах. Составьте список успешных достижений - в 5-м классе нарисовал красивый школьный стенд, а в 7-м выиграл олимпиаду по литературе. Чем больше список, тем легче определить, к какому типу относится ребенок. 
Типы по Климову 
1. «Человек - природа»: профессии, косвенно или напрямую связанные с живой природой. Сфера деятельности - начиная от сельского хозяйства, исследования растительного мира (ученый-биолог, садовод), животных (ветеринар) и заканчивая медициной (изучение организма человека). 
2. «Человек - техника»: главный критерий - любовь к технике (машинам, механизмам, видам энергии). Любая деятельность, связанная с автоматизмом и машинной работой, - механики, инженеры-технологи, монтажники, водители. 
3. «Человек - человек»: предметом любви является homo sapiens. Подходящие для «человеколюбивых» людей профессии напрямую связаны с тесными межличностными контактами - это психолог, педагог, врач, менеджер, продавец и даже парикмахер. 
4. «Человек - знаковый образ»: если ваш восьмиклассник проявляет интерес к различным схемам, цифрам, а больше всего любит информатику и филологию - значит, это его тип. Наиболее подходящие специальности - переводчик, чертежник (как инженер, так и модельер), топограф и, конечно, программист. 
5. «Человек - художественный образ»: к последней категории относятся все творческие люди. Любовь к искусству предполагает следующие виды занятий: артист, музыкант, дизайнер, скульптор, писатель, режиссер и т. д. 
Климов также советует родителям: прежде чем принимать решение, убедиться, что их школьник осведомлен об «оборотной» стороне трудовых затрат (например, сколько времени и сил уходит на постановку одного спектакля). 
Определяем сами 
Геометрия мысли 
Знаменитый лозунг на входе в Афинскую Академию гласил: «Не знаешь геометрии - не входи». Сегодня одной из популярных методик по определению типа мышления является психогеометрический тест. Посмотрите на пять фигур и постарайтесь выбрать из них ту, которая вам наиболее импонирует (сразу привлекает внимание). Пронумеруйте ее первой, оставшиеся четыре фигуры расставьте в порядке предпочтения. Фигура под номером пять должна быть наименее вам симпатична. 
Итак, если вы выбрали первой фигуру: 
Квадрат 
Мыслительный логический анализ и вычисление - сильная сторона Квадрата. Эта строго линейная фигура полностью определяет вас как «левополушарный» (математический) тип личности. Говоря языком информатики, Квадраты мыслят в последовательном формате: а-б-в-г-д и т. д. Чрезвычайно развитое внимание к деталям, инструкциям и конкретике способны сделать из Квадратов высококвалифицированных исполнителей и администраторов. Оборотная сторона «квадратного» мышления - неспособность принимать «глобальные» решения или идти на оправданный риск, что «перекрывает путь» к профессиям руководителя. 
Треугольник 
Эта форма символизирует лидерство. В соответствии эгоцентричным претензиям быть всегда первыми, Треугольники обладают недюжинной решительностью и целеустремленностью. Из них выходят профессиональные менеджеры, директора и руководители разных уровней. Нередко доминирующий «логический» тип Треугольника с преобладанием в нем лидерских качеств, в отличие от Квадрата, мешает ему работать в коллективе на «равных правах». 
Прямоугольник 
Прямоугольник символизирует душевное состояние перехода и изменения. Если вы выбрали его первым, это сигнализирует о психологических метаморфозах, частых состояниях замешательства и неопределенности. Поэтому преобладающим психологическим качеством Прямоугольника становиться непоследовательность, резкие изменения принятых решений. Несмотря на то, что психологи расценивают эту фигуру как временную психоформу (переходную стадия от одного этапа развития к другому), Прямоугольники обладают любознательностью, пытливостью и смелостью начинать новое дело. Как правило, выбор этой фигуры говорит о неудовлетворенности существующего состояния дел и необходимости радикально поменять выбранные ориентации. 
Круг 
Этот мифологический символ гармонии говорит о высоких коммуникативных способностях и автоматически зачисляет человека к «правополушарным» личностям. Круги - самые лучшие коммутаторы среди всех пяти форм. Cтремление к компромиссам и развитые способности к импатии (способность чувствовать других людей) открывают им путь во все профессии, связанные с межличностными отношениями (педагоги, врачи, психологи и т. д.). Должности, требующие решительного поведения и выносливости, им не подходят. 
Зигзаг 
Единственная разомкнутая из всех пяти, эта фигура символизирует креативность и творческий потенциал. Зигзаги - истинные «правополушарные» мыслители (интуиция, образность, эмоциональность - их сильные черты характера), отличающиеся завидной оригинальностью в принятии решений. Квадрат и Треугольник редко обращают внимание на знак Зигзага. На вопрос психолога: «А куда вы поместили эту фигуру?», в ответ можно услышать: «Это фигура? Я думал здесь просто начеркано». При этом, в отличие от Кругов, Зигзаги редко интересуются поиском компромиссов. Лейтмотивом их синтетического мышления является лозунг «А что, если?». Зигзагам подходят любые профессии, где присутствует творчество, начиная от артиста и заканчивая дизайнером-оформителем. 
Комментарий 
Владимир Звиняцковский, доктор филологических наук, педагог 
Напомню, что сегодняшний шестиклассник учится уже в 12-летке, т. е. документ о среднем образовании он получит лет в 19. А вот сегодняшнему 7-9-класснику повезло: он еще в 11-летке и на правах старшеклассника допущен к МАН (Малой академии наук), задействован в олимпиадах, на которых может громко заявить о своем профессиональном выборе. Однако чаще всего этого не происходит в силу слабого контакта «семья - школа»: ведь дети «из хороших семей» хорошо учатся по всем предметам, вот и шлет их школа на все олимпиады, не помогая, а мешая сделать стратегический выбор. Поэтому родители должны задуматься и вмешаться, помня, что участие в олимпиадах - не обязанность, а право их ребенка, ступенька к выбору будущей профессии. 
В современной школьной и околошкольной психологии много формализма и шарлатанства. Поэтому обратиться лучше к самому ребенку. Но говорить с ребенком о том, как важна и интересна работа (прежде всего - ваша), нужно не в девятом классе, и даже не в седьмом, а в два-три года. Но если в родителе он видит потребителя, а не труженика, то каким образом он сам будет серьезно «диагностировать» труженика в себе? Ну, скажет: «Я, пап, люблю компьютер», и радостный отец побежит записывать его «на информатику». А великовозрастное чадо просто любит игрушки-стрелялки... 
Процесс профориентации начинается со снятия розовых родительских очков. Конечно, все мы видим наследников как максимум президентами как минимум корпораций. Но посмотрите, нравится ли ему учиться. Если нет, то почему? Если да, то чему? Может быть, ваш двоечник летом в деревне с удовольствием посещает местного зоотехника. Ведь далеко не всему учат в школе! Человеческих способностей гораздо больше, чем школьных предметов. Может быть, вместо репетитора по английскому отправьте чадо в кружок при зоопарке. Чем быть аутсайдером в «престижной» профессии, не лучше ли быть лучшим (и, кстати, богатым) ветеринаром?

 

ССУЗы города Минска

Белорусский государственный хореографический колледж

Белорусский государственный медицинский колледж

Высший государственный колледж связи

Гимназия-колледж искусств им. И.О.Ахремчика

Индустриально-педагогический колледж

Колледж бизнеса и права

Лингвогуманитарный колледж  УО "Минский государственный лингвистический университет"

Минский государственный высший авиационный колледж

Минский государственный автомеханический колледж

Минский государственный архитектурно-строительный колледж

Минский государственный профессионально-технический колледж железнодорожного транспорта им. Е.П.Юшкевича

Минский государственный колледж искусств

Минский государственный профессионально – технический колледж легкой промышленности

Минская государственная лингвистическая гимназия-колледж №24

Минский государственный машиностроительный колледж

Минский государственный медицинский колледж

Минское государственное музыкальное училище им. М.И.Глинки

Минский техникум предпринимательства

Минский государственный политехнический колледж

Минский государственный высший радиотехнический колледж

Минское государственное городское училище олимпийского резерва

Минский государственный технологический колледж

Минский государственный колледж технологии и дизайна легкой промышленности

Минский государственный торговый колледж

Минский торговый колледж Белкоопсоюза

Минский государственный профессионально-технический колледж торговли

Минский государственный профессионально-технический колледж строителей им. В.Г.Каменского

Минский финансово-экономический колледж

Минское государственное художественное училище им. А.К.Глебова

Минский государственный энергетический колледж

Республиканская гимназия-колледж при Белорусской государственной академии музыки

Республиканское государственное училище олимпийского резерва

Юридический колледж Белорусского государственного университета

 

Профессионально-технические колледжи

 

Минский государственный ПТК декоративно-прикладного искусства им. Н.А.Кедышко

Минский государственный ПТК ж/д транспорта им. Е.П.Юшкевича

Минский государственный ПТК легкой промышленности

Минский государственный ПТК кулинарии

Минский государственный ПТК полиграфии им. В.Хоружей

Минский государственный ПТК строителей им. В.Г. Каменского

Минский государственный ПТК сферы обслуживания

Минский государственный ПТК торговли

Минский государственный ПТК хлебопечения

Минский государственный ПТК швейного производства

Минский государственный ПТК электроники

Филиал Профессионально-технический колледж УО РИПО

О правилах приема в Средние Специальные Учебные Заведения


ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящими Правилами регулируется порядок приема граждан на все формы получения среднего специального образования (дневная, заочная, вечерняя) в средние специальные учебные заведения Республики Беларусь* (далее – ссузы) независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

2. В ссузы на дневную форму получения образования могут поступать лица, которые имеют общее базовое образование, общее среднее образование либо профессионально-техническое образование с общим средним образованием; на заочную или вечернюю форму получения образования – лица, которые имеют общее среднее образование либо профессионально-техническое образование с общим средним образованием, подтвержденное соответствующим документом об образовании.

3. Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают в Республике Беларусь, лица белорусской национальности, являющиеся гражданами иностранных государств и проживающие на их территории, граждане Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан имеют право участвовать в конкурсе на получение среднего специального образования в государственных ссузах за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (далее – за счет средств бюджета), если данный уровень образования они получают за счет средств бюджета впервые, либо на конкурсной основе поступать в государственные или частные ссузы на обучение на условиях оплаты физическими либо юридическими лицами (далее – на условиях оплаты).
В конкурсе на заочную или вечернюю форму получения образования за счет средств бюджета могут участвовать лица, перечисленные в части первой настоящего пункта, которые имеют общее среднее образование и работают по профилю избранной специальности, а также лица, имеющие профессионально-техническое образование с общим средним образованием и поступающие на соответствующие либо родственные специальности. Лица, не перечисленные в настоящей части, участвуют в конкурсе на получение этого образования по заочной или вечерней форме на условиях оплаты.

4. Прием на обучение иностранных граждан (кроме указанных в пункте 3 настоящих Правил) в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, в том числе межведомственного характера, производится ссузами по согласованию с республиканским органом государственного управления, в ведении которого они находятся.
Прием на обучение на условиях оплаты иностранных граждан, пребывающих в Республике Беларусь на законных основаниях и имеющих необходимый уровень предыдущего образования, осуществляется на основе договоров, заключаемых ссузами с иностранными гражданами или их представителями, в которых кроме условий, установленных законодательством, предусматривается ответственность сторон по оплате расходов в случае необходимости отправки иностранного гражданина за пределы Республики Беларусь.
Иностранные граждане принимаются на обучение при наличии медицинского заключения о состоянии здоровья, подтверждающего возможность обучения в климатических условиях республики и в соответствующих ссузах, выданного официальным органом здравоохранения страны, из которой прибыл кандидат на учебу. Иностранные граждане, прибывающие на учебу, зачисляются в ссуз после прохождения в территориальных организациях здравоохранения, определенных ссузом, обязательного медицинского обследования, подтверждающего отсутствие противопоказаний к обучению в Республике Беларусь.
Необходимым условием зачисления иностранных граждан на обучение является наличие у них паспорта или заменяющего его документа, соответствующей визы и договора обязательного медицинского страхования, оформленных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Если международными договорами Республики Беларусь установлены иные условия, чем те, которые предусмотрены настоящими Правилами, то применяются нормы международного договора.

5. Прием лиц, изъявивших желание принять участие в конкурсе на получение образования (далее – абитуриенты), осуществляется в соответствии с контрольными цифрами приема, которые утверждаются учредителями ссузов по специальностям (специализациям) и формам получения образования (в том числе в сокращенный срок), за счет средств бюджета и на условиях оплаты в рамках предельной численности обучающихся, установленной специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность.
Контрольные цифры приема на обучение за счет средств бюджета согласовываются учредителями ссузов с Министерством образования.
Сведения о количестве мест, предоставляемых в государственных ссузах на обучение за счет средств бюджета и на условиях оплаты, а также в частных ссузах доводятся соответствующими ссузами до общественности ежегодно до 1 апреля.

6. Для организаций, находящихся в населенных пунктах, расположенных на территории радиоактивного загрязнения, либо в сельских населенных пунктах, осуществляется прием абитуриентов на обучение на условиях целевой подготовки специалистов в пределах 20 процентов от контрольных цифр приема на специальности сельскохозяйственного, лесохозяйственного, медицинского, педагогического профилей, а также на специальности искусства и культуры.
Основанием для участия в конкурсе на целевое место является оформленный в трех экземплярах договор на целевую подготовку между абитуриентом и государственной организацией или местным исполнительным и распорядительным органом, заинтересованными в целевой подготовке специалистов (далее – заказчик).
Количество заявлений, подаваемых для участия в конкурсе на целевое место, не ограничивается. При отсутствии конкурса на целевые места ссузам предоставляется право в сроки, установленные настоящими Правилами, принимать заявления от абитуриентов, которые поступают на общих основаниях, на обучение их на условиях целевой подготовки. При этом между заказчиком и абитуриентом заключается договор на целевую подготовку.
В случае, если конкурс на целевые места, выделенные заказчику, не обеспечен (один человек и менее на место), для создания конкурса часть этих мест передается на общий конкурс. Если конкурс не обеспечен на единственное целевое место, оно также передается на общий конкурс.
Отбор абитуриентов, изъявивших желание обучаться на условиях целевой подготовки, осуществляется заказчиком из числа выпускников учреждений, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования, проживающих в населенных пунктах Республики Беларусь, расположенных на территории радиоактивного загрязнения либо в сельской местности. Абитуриент должен закончить учреждение образования в одном из указанных населенных пунктов, обучаясь и проживая там не менее двух лет. Кроме того, абитуриент должен иметь в документе об образовании по предметам вступительных испытаний в соответствии с профилем (направлением) специальности, предусмотренным в пункте 16 настоящих Правил, отметки не ниже 6 (шести) баллов.

7. На сокращенный срок обучения в пределах контрольных цифр осуществляется прием абитуриентов, получивших профессионально-техническое образование с общим средним образованием по учебным программам, согласующимся с учебными программами соответствующих специальностей ссуза.

8. На специальности, по которым на производстве труд несовершеннолетних запрещен, на дневную форму получения образования на основе общего базового образования принимаются только лица, которым к началу производственной практики исполнится 18 лет.

ГЛАВА 2
ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ АБИТУРИЕНТАМИ В ПРИЕМНЫЕ КОМИССИИ

9. Для организации приема абитуриентов в ссузе создается приемная комиссия, возглавляемая директором (ректором – при приеме в структурное подразделение вуза). Приемная комиссия осуществляет работу в соответствии с Положением, утверждаемым Министерством образования.
В приемную комиссию ссуза абитуриенты подают следующие документы:
заявление на имя руководителя ссуза по установленной форме;
оригиналы документа об образовании и приложения к нему;
оригиналы сертификатов централизованного тестирования (далее – ЦТ), проведенного в Республике Беларусь в год приема;
медицинскую справку по форме, установленной Министерством здравоохранения;
документы, подтверждающие право абитуриента на льготы при приеме на обучение;
6 фотографий размером 3х4 см;
письменное согласие одного из родителей либо законного представителя (для абитуриентов в возрасте до 18 лет, поступающих на военно-технические специальности).

10. Кроме перечисленных в пункте 9 настоящих Правил документов при необходимости дополнительно в приемную комиссию ссуза представляются:
выписка из трудовой книжки (для абитуриентов, поступающих на заочную или вечернюю форму получения образования за счет средств бюджета);
заключение врачебно-консультационной или медико-реабилитационной экспертной комиссии об отсутствии противопоказаний для обучения по выбранной специальности (для лиц, закончивших учреждения, обеспечивающие получение специального образования, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, инвалидов I, II и III группы);
заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации о рекомендации обучения в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования (для лиц с нарушениями зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата);
справка сельского исполнительного комитета о постоянном (не менее двух лет) проживании на момент получения образования в сельском населенном пункте либо в населенном пункте, расположенном на территории радиоактивного загрязнения (для выпускников учреждений образования, расположенных в указанных населенных пунктах);
документы, подтверждающие белорусскую национальность (для белорусов, являющихся гражданами иностранных государств и проживающих на их территории);
договор между абитуриентом и заказчиком на целевую подготовку (для абитуриентов, участвующих в конкурсе на целевые места).

11. Иностранные граждане (их представители) подают в приемную комиссию ссуза на белорусском, русском или английском, французском, испанском, немецком языке следующие документы:
заявление о приеме на обучение с указанием специальности;
свидетельство (документ) об образовании с указанием изученных предметов и полученных по ним на экзаменах отметок (баллов);
медицинское заключение, выданное территориальной организацией здравоохранения Республики Беларусь;
медицинское заключение о состоянии здоровья и сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции, выданный официальным органом здравоохранения страны, из которой прибыл кандидат на учебу;
копию свидетельства о рождении, заверенную в установленном порядке;
6 фотографий размером 4х6 см.
К перечисленным документам, исполненным на иностранном языке, одновременно прилагается их перевод на белорусский или русский язык, удостоверенный в нотариальном порядке. 12. Паспорт или заменяющий его документ предъявляется абитуриентом лично.

13. Прием документов в ссузы осуществляется в следующие сроки:
13.1. на все формы получения образования по специальностям искусства и культуры на основе общего базового и общего среднего образования – с 1 по 16 июля; от абитуриентов, которые выдержали вступительные испытания, но не прошли по конкурсу на получение образования за счет средств бюджета, на обучение на условиях оплаты – с 28 по 29 июля;
13.2. на дневную форму получения образования по всем специальностям (кроме специальностей искусства и культуры) на основе общего базового образования – с 1 июля по 5 августа;
13.3. на все формы получения образования по всем специальностям (кроме специальностей искусства и культуры, заочной и вечерней форм получения образования по специальностям сельского хозяйства и водного транспорта) на основе общего среднего образования – с 1 июля по 13 августа; от абитуриентов, которые выдержали вступительные испытания, но не прошли по конкурсу на получение образования за счет средств бюджета, на обучение на условиях оплаты – с 18 по 19 августа;
13.4. на дневную форму получения образования в сокращенный срок на основе профессионально-технического образования с общим средним образованием – с 1 по 5 июля;
13.5. на заочную и вечернюю формы получения образования по специальностям сельского хозяйства и водного транспорта – с 1 октября по 30 ноября.

ГЛАВА 3
ПРОВЕДЕНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

14. Проведение вступительных испытаний в ссузах осуществляется в следующие сроки:
14.1. на все формы получения образования по специальностям искусства и культуры на основе общего базового и общего среднего образования – с 17 по 26 июля;
14.2. на дневную форму получения образования по всем специальностям (кроме специальностей искусства и культуры) на основе общего базового образования – с 6 по 15 августа;
14.3. на все формы получения образования по всем специальностям (кроме специальностей искусства и культуры, заочной и вечерней форм получения образования по специальностям сельского хозяйства и водного транспорта) на основе общего среднего образования – с 14 по 16 августа;
14.4. на дневную форму получения образования в сокращенный срок на основе профессионально-технического образования с общим средним образованием – с 6 по 9 июля;
14.5. на заочную и вечернюю формы получения образования по специальностям сельского хозяйства и водного транспорта – с 1 по 5 декабря.

15. Абитуриенты, поступающие на все формы получения образования (за исключением заочной и вечерней форм получения образования по специальностям сельского хозяйства и водного транспорта) на основе общего среднего образования, вступительные испытания (кроме испытания по специальности) сдают в форме ЦТ за счет средств бюджета с 12 июня по 15 июля.
Регистрация абитуриентов для участия в ЦТ проводится с 1 мая по 1 июня на основании заявления и документа, удостоверяющего личность, в одном из ссузов, определенных пунктами проведения ЦТ согласно приложению 1.
Иностранные граждане и граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за границей, могут направлять заявление и копию документа, удостоверяющего личность, по почте.

16. Абитуриенты сдают два вступительных испытания: по белорусскому или русскому языку (по выбору абитуриента), за исключением филологических специальностей, при поступлении на которые необходимо сдавать вступительное испытание в соответствии с избранной специальностью, и по общеобразовательному предмету в соответствии с профилем (направлением) специальности:
техника и технологии (кроме специальностей химической и пищевой промышленности, моделиро-вание и конструирование одежды, аналитический контроль химических соединений, охрана окружаю-щей среды и рациональное использование при-родных ресурсов), экономика и управление, сельскохозяйственный менеджмент, строительство, агроинженерия, геодезия, топография, начальное образование, профессиональное обучение, техноло-гия, мелиорация и водное хозяйство, лесное хозяйство, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, правоведение – математика
химическая и пищевая промышленность, аналитический контроль химических соединений, охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, производство продукции и организация общественного питания; производство, хранение и переработка продукции растениеводства; агрохимия, семеноводство и защита растений, фотография – химия
дошкольное образование, специальности здраво-охранения, зоотехния, ветеринарная медицина, пчеловодство, агрономия, плодоовощеводство – биология
преподавание филологических дисциплин, библиотековедение и библиография, социальная педагогика, документоведение, социальная работа – история Беларуси
иностранные языки – иностранные языки

Абитуриенты, не изучавшие историю Беларуси, могут сдавать вступительное испытание по всемирной истории новейшего времени.
Абитуриенты, поступающие на специальности ”искусство и дизайн“, ”музыкальное образование“, ”музыковедение“, ”изобразительное искусство“, ”моделирование и конструирование одежды“, ”архитектура“, ”парикмахерское искусство и декоративная косметика“, ”правоохранительная деятельность“, ”физическая культура“, ”спортивно-педагогическая деятельность“, сдают вступительные испытания по белорусскому или русскому языку (по выбору абитуриента) и по специальности (далее – испытание по специальности).
Абитуриенты, поступающие в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на сокращенный срок обучения, сдают только испытание по специальности.
Для абитуриентов, поступающих на дневную форму получения образования на основе общего базового образования, вступительное испытание по белорусскому или русскому языку проводится в форме диктанта по централизованным заданиям в дни, установленные Министерством образования. Форму проведения второго вступительного испытания определяют приемные комиссии ссузов.
Абитуриенты имеют право сдавать вступительное испытание по общеобразовательным предметам в соответствии с профилем (направлением) специальности на белорусском или русском языке (по выбору).
Абитуриенты, поступающие на заочную или вечернюю форму получения образования по специальностям сельского хозяйства и водного транспорта, сдают вступительные испытания в ссузе либо представляют сертификаты ЦТ по соответствующим предметам.
Абитуриенты с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, которым в соответствии с заключением государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации было рекомендовано обучение в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования, при отсутствии медицинских противопоказаний для обучения по избранной специальности сдают вступительные испытания в ссузе. Форму проведения вступительных испытаний определяет приемная комиссия ссуза с учетом особенностей психофизического развития абитуриента.

17. Программы вступительных испытаний по общеобразовательным предметам для всех ссузов утверждаются Министерством образования, программы испытаний по специальности – учредителями.

18. Оценка знаний абитуриентов на вступительных испытаниях осуществляется по десятибалльной шкале с отметками 1 (один), 2 (два), 3 (три), 4 (четыре), 5 (пять), 6 (шесть), 7 (семь), 8 (восемь), 9 (девять), 10 (десять) баллов. Отметка 0 (ноль) баллов выставляется абитуриенту при отказе от ответа, невыполнении задания вступительного испытания. Результаты ЦТ засчитываются в качестве вступительного испытания в соответствии с представленным сертификатом ЦТ с выставлением соответствующего балла по десятибалльной шкале, определенного по переводной шкале, утвержденной Министерством образования. Если все вступительные испытания проводятся в форме ЦТ, по каждому предмету засчитывается количество баллов, указанных в сертификатах ЦТ. В случае, если испытание по специальности проводится в несколько этапов (не более трех), каждый этап оценивается по десятибалльной шкале. По результатам проведения испытания по специальности абитуриенту выставляется сумма баллов, полученных им на каждом этапе.
Абитуриентам, поступающим на специальности ”физическая культура“, ”спортивно-педагогическая деятельность“, в качестве испытания по специальности по решению приемной комиссии ссуза могут быть засчитаны их результаты в спортивных соревнованиях, которые включены в календарный план спортивных мероприятий, утвержденный Министерством спорта и туризма.

19. Абитуриенты, не явившиеся без уважительной причины (болезнь или другие непредвиденные обстоятельства, препятствующие участию во вступительном испытании, подтвержденные документально) на одно из вступительных испытаний в назначенное в расписании время или получившие отметки 0 (ноль), 1 (один), 2 (два) балла на вступительном испытании (одном из его этапов), к следующему вступительному испытанию (этапу вступительного испытания), повторной сдаче вступительного испытания, участию в конкурсе на все формы получения образования в данном ссузе не допускаются.
Абитуриенты, которые не смогли явиться на ЦТ по уважительным причинам (болезнь или другие непредвиденные обстоятельства, препятствующие участию в ЦТ, подтвержденные документально), проходят его в резервный день, дата которого определяется Министерством образования.
Абитуриенты, которые не смогли явиться на вступительные испытания по уважительным причинам (болезнь или другие непредвиденные обстоятельства, препятствующие участию во вступительном испытании, подтвержденные документально), по решению приемной комиссии ссуза допускаются к их сдаче в пределах сроков, определенных расписанием вступительных испытаний.

ГЛАВА 4
Лица, имеющие право на льготы при поступлении в ссузы

20. Без вступительных испытаний зачисляются:
победители (дипломы I, II, III степени) международных и республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам, проведенных Министерством образования в учебном году, который завершился в год приема (далее – учебный год), при поступлении на специальности, для которых пунктом 16 настоящих Правил по данному предмету определено вступительное испытание;
победители (Гран-при, дипломы I, II, III степени) международных (в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством культуры и согласованным с Министерством образования), а также республиканских творческих конкурсов и фестивалей, олимпиад по предметам искусства и культуры, проведенных в учебном году Министерством культуры в соответствии с положениями, утвержденными Министерством культуры и согласованными с Министерством образования, при поступлении на специальности искусства и культуры;
победители, призеры и участники (спортсмены) Олимпийских игр при поступлении на специальности ”физическая культура“, ”спортивно-педагогическая деятельность“;
победители и призеры чемпионатов, финалов розыгрышей кубков, первенств мира и Европы, Олимпийских фестивалей молодежи Европы, проведенных в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством спорта и туризма и согласованным с Министерством образования, при поступлении на специальности ”физическая культура“, ”спортивно-педагогическая деятельность“;
лица, награжденные в учебном году нагрудным знаком ”Лауреат специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов“ или ”Лауреат специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи“ за творческие достижения в сфере культуры и искусства, высокие достижения в отдельных предметных областях, соответствующих профилю избранной специальности;
победители (дипломы I, II, III степени) республиканских конкурсов профессионального мастерства, которые проводились Министерством образования в учебном году для учащихся учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования; абитуриенты, в год поступления закончившие с отличием учреждение, обеспечивающее получение профессионально-технического образования с общим средним образованием, и поступающие на сокращенный срок обучения;
выпускники учреждения образования ”Минское суворовское военное училище“, закончившие данное учреждение в год поступления с отметками 6 (шесть) и выше баллов по всем предметам учебного плана и направленные для дальнейшего обучения в ссузы в пределах плана распределения суворовцев.

21. Победителям (дипломы I, II, III степени) международных олимпиад по русскому или белорусскому языку, республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам - белорусский или русский язык, если они поступают на специальности, не соответствующие профилю этих олимпиад, а также победителям (диплом I степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам, проведенных Министерством образования в учебном году, по указанному в пункте 16 настоящих Правил предмету в качестве вступительного испытания засчитываются результаты олимпиады и выставляется высший балл, установленный для оценки результатов данного вступительного испытания.

22. В случае, если перечисленные в пунктах 20 и 21 настоящих Правил мероприятия в учебном году не проводились, абитуриентам засчитываются их результаты предыдущего учебного года.

23. Абитуриенты, которые закончили учреждения, обеспечивающие получение общего базового образования или общего среднего образования, с отличием, с золотой или серебряной медалью либо учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования на основе общего базового образования, с дипломом с отличием, сдают одно вступительное испытание в соответствии с профилем (направлением) специальности. При получении по этому вступительному испытанию отметки 9 (девять) или 10 (десять) баллов они зачисляются на обучение. Абитуриенты, получившие отметку ниже 9 (девяти) баллов, сдают второе вступительное испытание и зачисляются по конкурсу. На специальности (специализации), на которые конкурс в год, предшествующий приему, составлял 5 и более человек на место, указанные в части первой настоящего пункта абитуриенты сдают все вступительные испытания.

24. Вне конкурса, кроме специальностей (специализаций), на которые конкурс в год, предшествующий приему, составлял 5 и более человек на место, при наличии в документе об образовании отметок не ниже 3 (трех) баллов по предметам вступительных испытаний зачисляются: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дети лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших от ранений) или ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей на территории государств, где велись боевые действия, а также погибших (умерших от ранений) в мирное время при исполнении служебных обязанностей; дети лиц начальствующего и рядового состава органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, погибших (умерших от ранений) при исполнении служебных обязанностей; победители и призеры официальных чемпионатов, розыгрышей кубков, первенств, Олимпийских дней молодежи, спартакиад детско-юношеских спортивных школ и спартакиад школьников (учащейся молодежи) Республики Беларусь, проведенных в соответствии с перечнем и положениями, утвержденными Министерством спорта и туризма и согласованными с Министерством образования, при поступлении на соответствующие специальности в пределах плана комплектования по видам спорта; выпускники учреждения образования ”Минское суворовское военное училище“, закончившие данное учреждение в год поступления с отметками ниже 6 (шести) баллов и направленные для дальнейшего обучения в ссузы в пределах плана распределения суворовцев.

25. Преимущественное право на зачисление при одинаковой общей сумме баллов в порядке перечисления имеют: абитуриенты, указанные в пункте 24 настоящих Правил, если они поступают на специальности (специализации), на которые конкурс в год, предшествующий приему, составлял 5 и более человек на место;дети-инвалиды, инвалиды I и II группы, которым в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии не противопоказано обучение в ссузе и которые могут посещать занятия; дети из семей военнослужащих, рабочих и служащих, занимавших штатные должности в воинских частях, погибших (умерших от ранений) или ставших инвалидами при исполнении обязанностей воинской службы или работы в составе войск на территории государств, где велись боевые действия, а также дети из семей военнослужащих, погибших (умерших от ранений) в мирное время при исполнении обязанностей воинской службы; лица, перечисленные в статье 18 Закона Республики Беларусь от 22 февраля 1991 года ”О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (Ведамасці Вярхоўнага Савета Беларускай ССР, 1991 г., № 10 (12), ст.111); абитуриенты, которые имеют больший стаж практической работы по профилю (направлению) избранной специальности, если они поступают на заочную или вечернюю форму получения образования; инвалиды III группы; лица, указанные в статьях 19, 20, 23 – 25 Закона Республики Беларусь ”О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС“; уволенные в запас военнослужащие, которые имеют рекомендации воинских частей; абитуриенты из многодетных семей; абитуриенты, которые закончили учреждение, обеспечивающее получение общего базового или общего среднего образования, с отличием, золотой или серебряной медалью либо учреждение, обеспечивающее получение профессионально-технического образования на основе базового образования, с дипломом с отличием; победители третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам, республиканских и областных турниров и конкурсов, проведенных учредителями учреждений образования по предметам вступительных испытаний; абитуриенты, получившие более высокий балл на вступительном испытании по профилю (направлению) специальности.

ГЛАВА 5
ПОРЯДОК ЗАЧИСЛЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ

26. Зачисление абитуриентов в ссузы осуществляется в следующие сроки:
26.1. на все формы получения образования по специальностям искусства и культуры на основе общего базового и общего среднего образования за счет средств бюджета – по 27 июля, на условиях оплаты – по 31 июля;
26.2. на все формы получения образования по всем специальностям (кроме специальностей искусства и культуры, заочной и вечерней форм получения образования по специальностям сельского хозяйства и водного транспорта) на основе общего базового и общего среднего образования за счет средств бюджета – по 17 августа, на условиях оплаты – по 20 августа;
26.3. на дневную форму получения образования в сокращенный срок на основе профессионально-технического образования с общим средним образованием – по 10 июля;
26.4. на заочную и вечернюю формы получения образования по специальностям сельского хозяйства и водного транспорта – по 10 декабря.

27. Зачисление на все формы получения образования за счет средств бюджета и на условиях оплаты проводится по конкурсу на основе общей суммы баллов, подсчитанной по результатам сдачи вступительных испытаний и среднего балла документа об образовании, который определяется по десятибалльной шкале (с точностью до десятых долей единицы). Средний балл документов об образовании по пятибалльной шкале переводится в десятибалльную шкалу по переводной таблице среднего балла документов об образовании согласно приложению 2. В случае, когда абитуриент представляет два документа об образовании (аттестат об общем среднем образовании и диплом о профессионально-техническом образовании без получения общего среднего образования), средний балл подсчитывается по этим двум документам. В случае, если все вступительные испытания проводятся в форме ЦТ, средний балл документа об образовании, определенный по десятибалльной шкале с точностью до десятых долей единицы, переводится в стобалльную шкалу путем умножения на 10.

28. На места, установленные контрольными цифрами приема на обучение на условиях целевой подготовки специалистов, проводится отдельный конкурс. Абитуриенты, которые не проходят по конкурсу на обучение на условиях целевого приема, имеют право участвовать в конкурсе на общих основаниях.

29. На места, установленные контрольными цифрами приема (без учета цифр приема на обучение на условиях целевой подготовки), зачисление проводится по отдельному конкурсу в соответствии с квотой, определяемой пропорционально поданным заявлениям среди двух категорий абитуриентов: выпускников сельских учреждений образования (учреждений, обеспечивающих получение общего базового, общего среднего, профессионально-технического образования с общим средним образованием, расположенных в сельских населенных пунктах), на момент получения образования проживавших в сельских населенных пунктах не менее двух лет; выпускников городских учреждений образования (учреждений, обеспечивающих получение общего базового, общего среднего, профессионально-технического образования с общим средним образованием, расположенных в городах и поселках городского типа). Если проходной балл для абитуриентов – выпускников сельских учреждений образования, указанных в абзаце втором части первой настоящего пункта, равен или превышает проходной балл для абитуриентов – выпускников городских учреждений образования, определенных в абзаце третьем части первой настоящего пункта, зачисление проводится по общему конкурсу.

30. На специальности (специализации), на которые конкурс в год, предшествующий приему, не превышал 1,5 человека на место, по конкурсу среднего балла документа об образовании зачисляются абитуриенты, которые имеют в этом документе отметки не ниже 3 (трех) баллов. При поступлении на сокращенный срок обучения на предусмотренные в части первой настоящего пункта специальности зачисляются: абитуриенты, которые получили профессионально-техническое образование на основе общего базового образования, – по конкурсу среднего балла диплома о профессионально-техническом образовании; абитуриенты, которые получили профессионально-техническое образование на основе общего среднего образования, – по конкурсу среднего балла двух документов об образовании (аттестата об общем среднем образовании и диплома о профессионально-техническом образовании). Абитуриенты, поступающие на специальности, по которым частью третьей пункта 16 настоящих Правил определено испытание по специальности, обязательно сдают это вступительное испытание и зачисляются по сумме набранных баллов и среднего балла документа об образовании.

31. Абитуриенты, которые положительно сдали вступительные испытания, но не прошли по конкурсу на получение образования за счет средств бюджета, зачисляются в государственный ссуз на условиях оплаты на основании личного заявления и заключенного договора на обучение. Для получения образования на условиях целевой подготовки специалистов заключенный договор между абитуриентом, прошедшим по конкурсу на целевые места, и заказчиком подписывается также руководителем учреждения образования. При заключении в установленном порядке договоров с абитуриентами в возрасте до 18 лет необходимо наличие письменного согласия одного из родителей (законного представителя).

32. Абитуриенты, которые положительно сдали вступительные испытания на обучение на основе общего среднего образования, но не прошли по конкурсу на места, определенные контрольными цифрами приема, могут быть зачислены на второй курс на вакантные места в группы, сформированные на основе общего базового образования в год, предшествующий приему. На места, оставшиеся после зачисления абитуриентов, которые участвовали в конкурсе на соответствующую специальность (специализацию), в первую очередь зачисляются абитуриенты данного ссуза, положительно сдавшие те же вступительные испытания, но не прошедшие по конкурсу на другую специальность (специализацию). В случае появления вакантных мест на заочную или вечернюю форму получения образования за счет средств бюджета на эти места могут зачисляться абитуриенты, участвовавшие в конкурсе на заочную или вечернюю форму получения образования на условиях оплаты или не прошедшие по конкурсу на дневную форму получения образования. При появлении вакантных целевых мест по согласованному решению приемной комиссии ссуза и заказчика договоры на обучение на условиях целевой подготовки специалистов могут заключаться с абитуриентами, успешно сдавшими вступительные испытания по таким же предметам в данном ссузе или другом ссузе, вузе, либо эти места передаются на общий конкурс. Зачисление абитуриентов из иных ссузов или вузов проводится на основании справок о результатах сдачи вступительных испытаний или сертификатов ЦТ.

ГЛАВА 6
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

33. В случае, если на протяжении 10 дней после начала учебного года абитуриенты, зачисленные на обучение, не приступили к занятиям и не представили (лично или через законного представителя) документы, подтверждающие уважительную причину (болезнь и другие непредвиденные обстоятельства, препятствующие прибытию к месту учебы), они подлежат отчислению из ссуза, а на вакантные бюджетные места зачисляются абитуриенты, которые не прошли по конкурсу на данную специальность в этом ссузе.

34. Другие вопросы приема в ссузы, не определенные в настоящих Правилах, решаются указанными учреждениями образования в соответствии с законодательством.

Переводная таблица среднего балла документов об образовании

Пятибалльная шкала

Десятибалльная шкала

3,0

3,0

3,1

3,4

3,2

3,7

3,3

4,0

3,4

4,4

3,5

4,8

3,6

5,1

3,7

5,5

3,8

5,8

3,9

6,2

4,0

6,5

4,1

6,9

4,2

7,2

4,3

7,6

4,4

7,9

4,5

8,3

4,6

8,6

4,7

9,0

4,8

9,3

4,9

9,7

5,0

10,0

ПнВтСрЧтПтСбВс

Разделы сайта