!>
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы дефектолога

Советы родителям дефектолога/логопеда

Как правильно играть с ребенком

Для ребенка игра - это естественное состояние, в котором он существует, развивается, познает мир. Однако родители должны помнить, что недостаточно дать ребенку игрушку и предоставить его самому себе. Необходимо играть вместе с ребенком. А так как для малыша вся жизнь наполнена игрой, то мама и папа должны быть готовы в любую минуту включиться в эту игру или предложить свою собственную.
Чтобы игра была посильна и интересна для ребенка и развивала его способности, родителям надо учитывать особенности его возраста, индивидуальные возможности, помнить о взаимосвязи и взаимозависимости развития познавательной и эмоциональной сферы.
Занимаясь с двух - трехлетним ребенком, помните, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Малышу еще очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребенка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает, но также легко пропадает.
Поэтому помните три правила:

  • Правило первое: не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у него не пропал интерес к ним.

 

  • Правило второе: во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать с поля зрения малыша.

 

  • Правило третье: пусть игры будут простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребенок довел начатое дело до конца. А после этого смените игру на новую - и вы увидите, что внимание ребенка снова оживет.


На пятом году ребенок, начиная заниматься чем - то интересным, меньше отвлекается от своего занятия. Его игры становятся более длительными и сложными. Ребенок учится действовать последовательно. Подчиняться правилам: не только тем, которые диктуют ему взрослые, но и тем, которые он сам вырабатывает для себя, учитывая собственный жизненный опыт. Он лучше запоминает, пытается рассуждать. Эти рассуждения еще очень наивны, но они говорят о том, что ребенок стремится понять взаимосвязь событий, догадаться о причинах того, что происходит вокруг него. Он уже способен оценивать свойства вещей, сравнивая их друг с другом, замечать сходство и различие между ними.
Во время занятий не забывайте о том, что ребенок еще маленький и не заменяйте игру на урок, заставляя его читать, писать или считать. Сделайте так, чтобы это "надо" стало интересным и привлекательным для ребенка и тогда вы добьетесь хороших результатов.
Не нужно бояться идти тем путем, который подсказывает сам ребенок. Ведь ваша цель - добиться, чтобы ребенок принял предложенную вами программу как свою собственную. Пусть эта программа строится с учетом особенностей его возраста и индивидуальности. Не перегружайте его! Игры-занятия должны длиться не более 20 минут.
Шестилетний ребенок не утомляется от длительной и сложной игры-занятия, если она интересна для него. Если раньше в игре "диктовал" условия взрослый, то теперь инициативу надо предоставлять ребенку.
Во время игры ни в коем случае не подменяйте ребенка, не отвечайте вместо него на вопросы, не решайте вместо него задачи, не делайте вместо него упражнения. Если ребенок не справился с заданием сразу, вы можете дать ему подсказку, задать наводящий вопрос, показать способ выполнения. Если с этими подсказками ребенок не может выполнить задание, надо вернуться к более простой игре. Но в любом случае, даже если ребенок не сумел сделать ничего, нельзя ругать его! Вашим принципом должно стать: не ругать за ошибки или непонимание, а хвалить за малейший успех и особенно за старание.
Необходимо особо заметить, что любая игра с ребенком должна проходить как насыщенный эмоционально и познавательно разговор. Связная речь помогает ребенку осознавать свои действия, анализировать и исправлять ошибки, корректировать свою деятельность. Поощряйте ребенка, когда он говорит полными предложениями, помогайте ему находить наиболее точное слово для выражения той или иной мысли.

Логопед советует

  • 1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  • 2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.
  • 3. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 - 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  • 4. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте "Что он делает?" вместо "Он играет?". Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово "или". Например: "Мальчик прыгает или бегает".
  • 5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  • 6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку: "Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер" и т.д. А потом спросите "Что это?" Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.
  • 7. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.
  • 8. Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  • 9. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит "мяч", последовательно научите его говорить "большой мяч", "Танин мяч", "круглый мяч" и т.д.
  • 10. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

    Не забывайте: Учите ребёнка, играя с ним. Ваш ребёнок самый замечательный!


    Потенциальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья

    Потенциальные возможности ребенка будут зависеть от раннего, грамотного и систематического обучения основным умениям и навыкам. Практика показывает, что умелое воспитание и раннее обучение позволяет расширить границы физических и интеллектуальных способностей ребенка, но нельзя забывать, что потенциальные возможности у всех детей разные.
    Детям нужно учиться функционировать в быту, общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. Главная задача взрослого - максимально социализировать ребенка в обществе. Чем раньше начнется работа, тем успешнее ребенок адаптируется в социуме.
    Зачастую гиперопекой, излишней заботой, эгоистической любовью, стремлением оградить детей от всех возможных трудностей родители мешают их нормальному развитию. Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но эта любовь должна быть альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой - какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет в раннем возрасте, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды во взрослой жизни.
    Правила воспитания:
    Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
    Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других.
    Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.
    Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок, все ли они обоснованы.
    Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
    Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
    Все действия должны нести регулярный, систематический характер, только в этом случае увидите результат своего труда.

    Памятка родителям детей с тяжелыми нарушениями речи

    Чтобы Ваш ребёнок смог освоить всю сложную систему русского языка, ему требуется помощь не только специалистов (логопеда, невролога, психолога, дефектолога и др.), но и Ваша поддержка и внимание. При правильном понимании и отношении родителей к речевому дефекту ребёнка, при активном участии мамы и папы в процессе преодоления речевого недуга, специалисты гораздо быстрее добиваются таких долгожданных слов, фраз, предложений из уст малыша.

    • 1. Регулярно выполняйте вместе с ребёнком артикуляционную гимнастику (перед зеркалом 1-2 раза в день).
    • 2. Формируйте звуковую культуру у Вашего ребёнка ("Как шумит ветер?", "Как шипит змея?" и т.д.).
    • 3. Озвучивайте как можно больше действий ребёнка и своих, в повседневной жизни ("Одеваем на правую ножку, носочек", "Я беру сок, наливаю его в стакан" и т. д.).
    • 4. По возможности не выполняйте просьбу ребёнка, если она высказана жестами, мимикой (попросите озвучить).
    • 5. Превратите прогулки ребёнка в увлекательные путешествия, эмоционально рассказывайте ему о происходящем на улице, просите показать различные предметы..
    • 6. Если ребёнок путает, пропускает, искажает слоги в словах, помогите ему сформировать ритм собственной речи (проговаривайте трудное слово по слогам, с помощью хлопков и т.д.).
    • 7. Учите ребёнка ориентироваться в собственном теле. Стоя вместе с ним перед зеркалом, показывайте и называйте "Вверху у нас голова, а внизу стопы; Вот правая рука (нога, ухо, глаз), вот левая" и т. д. (это необходимо для овладения чтением, письмом, математическими операциями, когда ребёнок пойдёт в школу).
    • 8. Регулярно консультируйтесь со специалистами по вопросам речевого развития Вашего ребёнка.
    ПнВтСрЧтПтСбВс

    Разделы сайта