!>
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы психолога

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Как не допустить суицид у подростка?

Что в поведении подростка должно насторожить?

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
  • Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
  • Что делать учителю, если он обнаружил опасность
  • Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!
  • Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за помощью.
  • Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.

Что может сделать учитель, чтобы не допустить попыток суицида

Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, обращенную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности.

Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.

Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.

Если вы классный руководитель, инициируйте работу школьного психолога с классом. Если в школе есть действующая «Школьная служба примирения» - передайте им эту ситуацию для ее разрешения.

Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят ученики, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных (и реалистичных) действий. Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.

Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач - такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ученика. Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.

Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.

Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с учеником или классом.

 

  • Создайте себе комфортные условия работы. Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой.
  • Соблюдайте режим дня - рассчитывайте и распределяйте свои нагрузки.
  • Определите краткосрочные и долгосрочные цели.
  • Используйте «тайм-аут», перерыв для отдыха, разговоров на отвлечённые темы, обеда, прогулки.
  • Избавьтесь от боязни ошибиться – достичь полного совершенства всё равно не получиться. Не пытайтесь быть лучшим всегда и во всём.
  • Станьте заменимыми. Надо избавиться от иллюзии, что без вас процесс остановится. Сочетание ответственности с незаменимостью – путь к выгоранию.
  • Старайтесь смотреть на вещи оптимистично, больше шутить, смеяться, особенно над собой.
  • Проще относитесь к конфликтам и неприятностям на работе. Уходите от ненужной конкуренции.
  • Не старайтесь делать вид, что вам нравиться то, что на самом деле неприятно.
  • Старайтесь реже говорить себе «Я этого не смогу сделать!»
  • Стремитесь побороть страх. Используйте возможность выступать с речью.
  • Поддерживайте хорошую физическую форму (спорт).
  • Посвящайте время не только работе, но и другим интересам, хобби.
  • Старайтесь быть терпимыми к себе и к окружающим.
  • Перестройте своё эмоциональное отношение к людям и событиям.
  • Больше общайтесь с людьми, с которыми чувствуете себя комфортно.
  • Эмоциональное общение - тоже лекарство от стресса.
  • Уходя с работы, старайтесь не оставлять дела в хаотичном беспорядке: когда утром вы придёте на работу, это снова погрузит вас в состоянии дискомфорта.
  • Найдите время, чтобы побыть наедине с собой. Овладевайте умениями и навыками саморегуляции (релаксации, аутотренинга, медитации).
  • Правильный сон - залог хорошей работоспособности.
  • Активно занимайтесь восстановлением и укреплением своего здоровья.

 

Личностная тревожность – свойство характера человека, выражающееся в предрасположенности к тревоге и устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях, даже там, где нет реального повода для тревоги. Высокотревожные подростки склонны преувеличивать трудности и опасения, с которыми они встречаются, предрасположены к перепадам давления и нарушениям сердечного ритма. Личностная тревожность обычно соотносится с такими чертами характера как агрессивность, раздражительность, застенчивость.

Общие требования:

Общение в доверительном, спокойном и доброжелательном тоне, не повышая голоса.

 Единство требований к подростку со стороны взрослых, избегание двусмысленности и недомолвок в изложении требований.

Создание условий для повышения самооценки подростка – не заострять внимание на промахах и неудачах, акцентировать внимание на успехах.

Формирование оптимистических установок, развитие умения выделять главное и не беспокоиться по мелочам, снижение чувства повышенной моральной ответственности и вины.

Нельзя угрожать наказанием, накапливать «компромат», строить неблагоприятные прогнозы, публично подчеркивать несостоятельность подростка в чем-либо.

В случае проступков наказание производить сразу, без отсрочки его выполнения.

 Избегание состязаний, любых видов работ, учитывающих скорость.

Не сравнивайте учащегося с окружающими.

 Доверяйте подростку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.

Последовательность в воспитании, не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.

В урочной деятельности:

Формирование на уроке обстановки спокойствия, уверенности в достижении учебных целей.

Давать время на обдумывание задания, подготовку, не ставить подростка в ситуацию неожиданного вопроса, не требовать отвечать новый, неусвоенный материал.

Стимулировать самостоятельный поиск путей преодоления учебных затруднений.

Доброжелательно аргументировать выставляемую оценку, хвалить за приложенные усилия.

Во внеурочной деятельности:

Поручения должны быть конкретными и посильными, способствующими ситуации успеха, повышение самооценки.

Нежелательны поручения, требующие решительности, ответственности, инициативы.

Внушение:

Подросток в состоянии справиться с различными проблемами и неудачами. Неудачи в деятельности – обычное явление, они преодолимы.

 Обучение:

Умению формирования установки на успех, умению отделять главное от второстепенного.

Воспитательные воздействия:

Убеждение на собственном опыте и опыте других

Увлечение хорошими перспективами

Проявление доброты, заботы, поддержки, организация успеха в деятельности, поощрение успеха

В семье:

Наличие теплых, заботливых отношений со стороны близких, комфортная, наполненная любовью и взаимным доверием атмосфера в семье

Оптимистические установки в семье, ее эмоционально-интеллектуальное богатство, общие для членов семьи дела и увлечения

 Недопустимость «маятникового» воспитания (я тебя люблю – я тебя ненавижу), противоречивые требования

 

ПнВтСрЧтПтСбВс

Разделы сайта