!>
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Аттестация


  • ИЗМЕНЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ДОЛЖНОСТЯМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ДОПУСК К АТТЕСТАЦИИ

    Квалификационные требования к должностям специалистов, занятых в образовании, предусмотрены Единым квалификационным справочником должностей служащих (ЕКСД), занятых в образовании (вып. 28), утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53.

    Общие правила присвоения специалистам квалификационных категорий определены Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее ‒ Общие положения).

    В соответствии с п. 18 Общих положений к аттестации допускаются специалисты, имеющие предусмотренные квалификационными характеристиками образование и стаж работы по соответствующим должностям.

    Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 утверждена Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) (далее – Инструкция). Инструкция определяет условия присвоения квалификационных категорий педагогическим работникам.

    Для всех должностей педагогических работников, по которым в соответствии с ЕКСД предусмотрено категорирование, Инструкцией установлены обязательные условия, не противоречащие Общим положениям:

    соответствие полученного образования квалификационным требованиям;

    наличие стажа работы (за исключением случаев, установленных Инструкцией);

    усвоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.

    Ранее квалификационные требования в квалификационных характеристиках должностей педагогических работников были сформулированы на основании Общегосударственных классификаторов Республики Беларусь ОКРБ 011-2001, ОКРБ 011-2009, в результате чего в ЕКСД имелись пробелы, препятствовавшие занятию должностей педагогических работников и присвоению квалификационных категорий лицам, имеющим высшее образование и квалификацию «Преподаватель», среднее специальное образование и квалификацию «Учитель» и др.

    Так, например, к должности «Преподаватель» предъявлялись следующие квалификационные требования: высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой учебной дисциплины и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование».

    В то же время квалификация «Преподаватель» присваивается в профилях образования: «Гуманитарные науки», «Естественные науки», «Искусство и дизайн», «Экологические науки», «Физическая культура».

    К должности «Учитель» предъявлялись следующие квалификационные требования: высшее (среднее специальное) образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» без предъявления требований к стажу работы.

    Но квалификация «Учитель» присваивалась ранее либо присваивается также по профилям «Искусство и дизайн», «Гуманитарные науки».

    Квалификационные требования, например, к должностям «Музыкальный руководитель», «Аккомпаниатор», «Концертмейстер» не коррелировали с вышеназванными классификаторами, не учитывали возможности занятия этих должностей специалистами с профессиональным музыкальным образованием. Такие же пробелы имели место и в отношении должностей «Педагог-психолог», «Педагог социальный».

    Эта проблема уже освещалась на страницах журнала «Мастерство online» [1].

    С целью расширения круга лиц, претендующих на занятие должностей педагогических работников и на присвоение квалификационных категорий, квалификационные требования к должностям педагогических работников изложены в новой редакции и утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.10.2017 № 50.

    В новой редакции квалификационных требований используется термин «образование, соответствующее педагогической деятельности».

    Согласно пункту 1 статьи 50 Кодекса Республики Беларусь об образовании, под педагогической деятельностью понимается реализация содержания образовательных программ, программ воспитания, осуществление научно-методического обеспечения образования и (или) осуществление руководства образовательной деятельностью учреждения образования, его структурных подразделений.

    Под образованием, соответствующим педагогической деятельности по таким должностям, как:

    директор (начальник, заведующий),

    директор (заведующий) филиала,

    заведующий общежитием в учреждении общего среднего образования,

    заведующий отделением,

    заведующий ресурсным центром,

    заведующий учебно-консультационным пунктом,

    заведующий учебно-методическим кабинетом,

    заместитель директора (начальника, заведующего) по основной деятельности (учебной, воспитательной, учебно-воспитательной, учебно-мето­дической, учебно-производственной работе, производственному обучению),

    заместитель директора по работе с иностранными обучающимися,

    заместитель директора по режиму,

    начальник управления (отдела) по воспитательной работе с молодежью,

    начальник учебно-методического управления (части, отдела),

    воспитатель,

    методист,

    педагог-организатор,

    преподаватель,

    учитель,

    следует понимать образование (высшее, среднее специальное) с присвоением квалификации «Учитель», «Преподаватель», «Педагог»;

    мастер производственного обучения, старший мастер ‒ высшее образование по профилю «Педагогика. Профессиональное образование», высшее инженерно-педагогическое образование либо среднее специальное образование по специальности (специализации) «Профессиональное обучение», среднее специальное образование с присвоением квалификации «мастер производственного обучения»;

    педагог-психолог ‒ высшее образование с присвоением квалификации по специальности «Психолог» или «Педагог-психолог»;

    педагог социальный ‒ высшее образование с присвоением квалификации «Социальный педагог» или «Педагог социальный»;

    аккомпаниатор, музыкальный руководитель ‒ высшее, среднее специальное образование по специальностям (направлениям образования), связанным с музыкальным искусством.

    Рассмотрим конкретные примеры.

    Квалификационные требования квалификационной характеристики должности «Преподаватель» в новой редакции ЕКСД изложены следующим образом:

    «Высшее образование, соответствующее педагогической деятельности или высшее образование, соответствующее учебному предмету (учебной дисциплине) и переподготовка по профилям “Педагогика”, “Педагогика. Профессиональное образование” без предъявления требований к стажу работы».

    Образованием, соответствующим квалификационным требованиям по должности «Преподаватель», теперь является:

    высшее образование с присвоением одной из таких квалификаций, как «Учитель», «Преподаватель», «Педагог»,

    или

    высшее образование, соответствующее учебному предмету (учебной дисциплине) и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование».

    Квалификационные требования квалификационной характеристики должности «Мастер производственного обучения учреждения образования» в новой редакции ЕКСД изложены следующим образом:

    «Высшее (среднее специальное образование), соответствующее педагогической деятельности, или …»

    Образованием, соответствующим квалификационным требованиям по должности «Мастер производственного обучения учреждения образования», теперь является:

    высшее образование по профилю «Педагогика. Профессиональное образование»,

    высшее инженерно-педагогическое образование,

    среднее специальное образование по специальности (специализации) «Профессиональное обучение»,

    среднее специальное образование с присвоением квалификации «мастер производственного обучения»,

    высшее (среднее специальное) образование … и переподготовка по специальности «Профессиональное обучение».

    Таким образом, некоторые педагогические работники, которым ранее было отказано в допуске к аттестации на присвоение квалификационной категории в связи с несоответствием полученного образования квалификационным требованиям, с 01.11.2017 могут претендовать на присвоение квалификационных категорий.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Беляева, О.А. Актуальные вопросы аттестации педагогических работников системы образования [Электронный ресурс] / О.А. Беляева, О.А. Дмитриева // Мастерство online. 2016. № 4(8). Режим доступа : http://ripo.unibel.by/index.php?id=591. Дата доступа : 23.10.2017.

    2. Единый квалификационный справочник должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании». Вып. 28 : [утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты от 28.04.2001 № 53 (в ред. от 03.10.2017 № 50)].

    3. Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования) : [утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22.08.2012 № 101 (в ред. от 11.05.2017 №46)].

    4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 «Об утверждении и введении в действие общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации» (в ред. от 01.08.2016 № 72).

    5. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (в ред. от 30.06.2014 № 54) «Об утверждении Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих».

    Библиографическая ссылка

    О.А. Дмитриева Изменение квалификационных требований к должностям педагогических работников и их влияние на допуск к аттестации // Мастерство online [Электронный ресурс]. – 2017. – 4(13).
    Режим доступа: 
    http://ripo.unibel.by/index.php?id=3097
    Дата доступа: 1 Марта 2021

     

     

ПнВтСрЧтПтСбВс

Разделы сайта