!>
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ЭТНОГРАФИИ "ЧАРОЎНЫ КУФЭРАК"

Музей этнаграфіі «Чароўны куфэрак” ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЕЯ

раскрыть » / « свернуть
Сёння ў нашай хаце свята,
 Калі ласка ў нашу хату,
 Гэй, рады спаткаць,
 Гуляць дык гуляць!
 
 “Сення у нашай хаце свята,калі ласка у нашу хату”! 

РУКОВОДИТЕЛЬ МУЗЕЯ ЭТОГРАФИИ

«Чароўны куфэрак»

Потеенок Людмила Анатольевна,

учитель русского языка и литературы, учитель начальных классов и, ко всему положительному прочему,

руководитель школьного музея «Чароўны куфэрак».

 

Лев Николаевич Толстой однажды сказал, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. Всем этим обладает. Это, безусловно, опытный наставник, великий труженик и просто надежный друг, замечательный коллега. Ее любят и уважают как талантливого педагога в школе, грамотного, прекрасного специалиста. Она всегда в вечном поиске, в вечном труде. А честность, доброта и отзывчивость Людмилы Анатольевны привлекают к ней детей.

Потеёнок Людмила Анатольевна - учитель и по профессии, и по призванию. В нашей школе она работает с 1992 года. Настоящий профессионал своего дела, обладающий блестящими знаниями, умеющий находить нестандартные решения в разных ситуациях, и, наконец, замечательный человек, способный в любую минуту прийти на помощь всем без исключения. Учитель плодотворно использует каждую минуту урока для приобретения учащимися новых знаний, для формирования у них практических навыков и умений, проводит большую работу по активизации мыслительной деятельности учащихся, вовлекает их в разнообразную, целенаправленную деятельность. Основательная теоретическая подготовка, тщательный отбор методов и приемов ведения каждого урока, умение привлечь дополнительный материал делают ее уроки интересными, содержательными, воспитывающими. На Своих уроках и в процессе воспитательной работы Потеёнок Л.А.. учит детей мыслить, рассуждать, доказывать, делать выводы на основе сравнения, работать самостоятельно, развивает творческие способности учащихся, глубоко продумывает воспитательную сторону уроков.

Но самая большая отрада Людмилы Анатольевны – это школьный музей «Чароўны куфэрак». За него она «болеет» всем сердцем и душой. Именно она стала идейным вдохновителем создания музея в начале 2006 года. К сентябрю 2006 года экспозиция имела уже более 100 экспонатов ткачества, гончарства, столярных, кузнечных изделий начала 20 столетия. Сегодня экспозиции музея насчитывают более 320 экспонатов. И это не предел!

Школьный этнографический музей «Чароўны куфэрак» является объединяющим фактором учащихся и их родителей, педагогов. Музей сегодня – это центр поисковой деятельности, средство развития и стимулирования познавательных способностей, активности детей, направленных на изучение и усвоение белорусских национальных ценностей и традиций. Важно отметить заинтересованность учащихся в своем труде в музее, осознание значимости проделанной работы, возможности реализовать свой творческий потенциал в самых разнообразных формах и с самыми разнообразными средствами.

Из числа учащихся Людмилой Анатольевной была создана группа экскурсоводов, выбраны руководители поисковых групп, из числа педагогов созданы сектора реставрации, обработки фондов, по переписке. Разработано несколько вариантов экскурсий, подготовлены экскурсоводы, составлен график проведения экскурсий. Экскурсии проводятся на белорусском и русском языках.

Работа учащихся в рамках функционирования школьного музея этнографии «Чароўны куфэрак» представляет собой поэтапное расширение сфер деятельности музея. Сегодня это и сотрудничество с православной церковью, оказание волонтерской помощи УЗ "2-я городская детская клиническая больница", ветеранам ВОВ; этнографические экспедиции по деревням и городам Беларуси; сбор и реставрация экспонатов музея; налажено сотрудничество с Березовским стекольным заводом «Неман»; проведение экскурсий для учащихся школы, но и жителей района, города.

При этнографическом музее нашей школы действуют научно – исследовательские группы учащихся по изучению Минска и Минской области. В них работают настоящие энтузиасты – краеведы. Благодаря их кропотливой работе разработаны варианты экскурсий (онлайн-экскурсий) «Веснянка православная», «Веснянка образовательная», «Веснянка промышленная» и многое другое. Экскурсии проводятся на белорусском, русском и английском языках. Отдельно необходимо выделить научно-исследовательскую и поисковую работу по изучению родного края «Моя малая родина-Веснянка» в рамках акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся».

Сегодня в копилке музея многочисленные победы в конкурсах различного уровня, активная трансляция опыта работы на региональном и международном уровнях (апрель 2019 года – Дыплом II ступені адкрытых международных краязнаўчых чытанняў “Малая радзіма на ўсё жыццё, на цэлы век” ў секцыі “Рэдігія і культура”; январь 2019 года – Диплом III степени в городском конкурсе виртуальных музеев учреждений образования г.Минска «Историческое наследие малой родины» в номинации «Виртуальный 3D музей»; 2020 год-Городской конкурс "Духоўныя каштоўнасці рэгіёна ў змесце дзейнасці музея", два диплома 1 степени; 30.10.2020, VIII открытая конференция «Духовность. Нравственность. Традиции» с международным участием (МГИРО), сертификат; в ноябре 2020 года - Научно-практическая конференция «Народное творчество в образовании и воспитании современной молодежи» с международным участием (Санкт-Петербург) и т.д.).

Восхищаться таким педагогом можно бесконечно и, наверное, не хватит слов, чтобы озвучить все профессиональные достоинства. Именно такие люди, как Людмила Анатольевна, внимательные, чуткие, терпеливые, нужны сегодня школе. Душевная доброта Людмилы Анатольевны, её высокий профессионализм, требовательность, принципиальность, умение добиваться поставленных целей всегда были и остаются примером и своих для коллег.

У Дмитрия Лихачева есть такие слова: «Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему ты служил, чему отдавал силы». Эти слова как нельзя лучше характеризуют труд Потеёнок Людмилы Анатольевны.

Школьный музей  этнографии «Чароўны куфэрак»:

от традиций до инноваций

Совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания школьников, выстроенной на основе краеведческой работы с учетом общечеловеческих и национальных ценностей, направленной на раскрытие потенциала личности через формирование активной гражданской позиции и национального самосознания – важнейшая задача системы образования.

Посредством вовлечение учащихся в историко-краеведческую, музейную деятельность, решается задача возвращения молодежи к высшим духовным ценностям, основу которых составляют любовь и привязанность к родному краю. У учащихся появляется возможность не только объединиться по интересам, но и активно приобщиться к историческому пути страны. С одной стороны - это форма досуга. С другой стороны происходит включение культурного наследия в сферу интенсивного общения, что способствует более глубокому усвоению реальной действительности, адекватному восприятию жизни и, соответственно, формированию активной гражданской позиции и чувства патриотизма.

Работа учащихся в школьном музее этнографии «Чароўны куфэрак» являет собой поэтапное расширение сфер деятельности лидерского состава. Сотрудничество с православной церковью, показ обрядовых представлений со второй городской детской больнице, общение с ветеранами позволяет не просто созидать, а даёт толчок к преобразующей деятельности, обеспечивающей более осмысленное и углубленное понимание общечеловеческих и национальных ценностей.

Музей был создан в 2006 году на базе младшей школы, при помощи учителей, учащихся, родителей с учётом опыта  краеведческих музеев других школ. В настоящее время наблюдается преемственность поколений в работе музея, расширение аудитории за счет учащихся старших классов, появление новых направлений работы.

Основными причинами,  которые  побудили  учителя  к  поиску  иных подходов  к  обучению  и  воспитанию посредствам музейной  работы – это:

с одной стороны, в учреждениях образования  имеется определённое количество талантливых учащихся, инициативных, с лидерскими качествами, которые не в полной мере реализуют свои способности. Им необходимы нестандартные виды деятельности, которые могли бы принести пользу для общества.

с другой стороны, имеется проблема сохранения культурных традиций и обычаев, которых придерживались наши предки, теряется связь поколений. Исчезают с карты страны многие деревни; молодёжь не знает, каково предназначение многих предметов быта наших предков, какие духовные ценности в них заложены.

Таким образом, школьный этнографический музей стал объединяющим фактором учащейся молодежи, центром поисковой деятельности, средством развития и стимулирования познавательной способностей, направленных на изучение и усвоение белорусских национальных ценностей. Заинтересованность учащихся в своем труде, осознание значимости проделанной работы, возможность реализовать творческих потенциал в разнообразных формах и разнообразными средствами, выбор которых в большинстве своем осуществляется учащимися, поднимает мотивацию школьников усвоению новых ценностей и идеалов на более высокий уровень.

Из числа учащихся создана группа экскурсоводов, выбраны руководители поисковых групп, из числа педагогов созданы сектора реставрации, обработки фондов, по переписке. Разработано несколько вариантов экскурсий, подготовлены экскурсоводы, составлен график проведения экскурсий. Экскурсии проводятся на белорусском,  русском, английском  языках.

В музее определены  следующие направления работы: историческое прошлое нашего микрорайона; исчезнувшие церкви и современный православный центр в микрорайоне Веснянке города  Минска; спортивная гордость нашего микрорайона; природа и экология Веснянки.

Учащиеся школы наладили связи с протоиереем храма Покрова Пресвятой Богородицы отцом Виктором Беляковым, председателем Братства Архистратига Михаила Олегом Витальевичем Дихтиевским. При их поддержке и с их благословения исследовали историю Крупецкой иконы Божией Матери и Крупецкой церкви, составили техническое описание возведённого на месте явления иконы Божией Матери храма Покрова Пресвятой Богородицы. Интерес к данному направлению исследований связан с нахождением в микрорайоне Веснянка улицы Крупцы. До недавнего времени это была деревня Крупцы, где у источника чудесным образом в 1612 году явилась икона Божией Матери. В народе её стали называть Крупецкой. Перед войной икона исчезла. Цель работы: возрождение православного наследия малой родины – Веснянки.

В целях реализации военно-патриотического воспитания проводится акция «Ветераны Веснянки». На встречу с ребятами обязательно приглашаем ветеранов войны. Они знакомят школьников с конкретными, яркими фактами героизма советских воинов, с героическими поступками детей - пионеров и школьников. Представляют интерес уроки мужества, проводимые в начальных классах. Для участия в них в школу прибывают ветераны Великой Отечественной войны. Ежегодно вместе со своими родителями, учителями, ветеранами школьники могут участвовать в возложении венков к могиле солдат. В преддверии этого дня учащиеся начальных классов школы под руководством учителей делают на уроках труда искусственные цветы, вплетают их в каркас венков. Малыши хорошо понимают: им оказана большая честь - готовить важное общешкольное дело и непосредственно участвовать в нем.

Музей  в школе стал и центром научно-педагогической мысли, и штабом по организации внеклассной краеведческой работы молодежи, и источником творческого вдохновения. Стремясь развить идею объединения на базе музея школьников, учителей и родителей через совместные коллективно–творческие дела, педагоги вышли на новую ступень развития. Происходит введение музейного дела в систему внутри-культурных связей и контактов, осуществление просветительской деятельности. В музее для открытого общения, обмена опытом и мнениями собираются члены поисковых групп и все желающие. Так разрушаются штампы в восприятии музея.

При музее организованы и действуют также постоянные разновозрастные научно-исследовательские и поисковые группы, которые возглавляют педагоги нашей школы. Все собранные краеведческие материалы входят в школьную музейную экспозицию, по ним разрабатываются тематические экскурсии и мероприятия.

Молодые люди ощущают свою принадлежность к событиям прошлого. При музее ведется большая работа с ветеранами войны.

По проекту в музее будут широко использоваться игровые методы работы с аудиторией («музейные игры»), развиваться навыки продуктивной творческой деятельности (рисование, лепка, работа с тканью, вышивка). Следует отметить, что такая многообразная и многоплановая работа не может не вызывать у детей устойчивой потребности в общении с историко-культурным наследием и создает условия для связи через музейное дело истории и современности, природы и общества, науки и искусства. Кроме того, это один из путей формирования эстетических вкусов, потребностей, взглядов и идеалов, т.е. эстетического сознания личности под влиянием музейной среды.

За этот период работы музея, а это с 2006 года, произошло создание собственными силами школьной экспозиции «Чароўны куфэрак», содержащей более 400 экспонатов, проведение ремонта и дизайна помещения собственными силами, организация выездных экспедиций в Столбцовский и Минский район по сбору экспонатов о фольклоре, сотрудничество с Березовским стекольным заводом «Неман», составление и проведение экскурсий на родном языке. Учащиеся сами проводят мероприятия на базе музея, изучают определенную литературу, участвуют в научно-практических конференциях, проводят выставки.

 

ПнВтСрЧтПтСбВс

Разделы сайта