!>
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОПФР

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОПФР 

Рекомендации педагога-психолога

      Однажды Хаджа Насредин пришёл в мечеть читать проповедь.                   

- « , миряне, - спросил он, -знаете ли вы, о чём я буду держать речь?». – «Незнаем» - ответили те. «Раз вы не знаете, то, о чём мне с вами разговаривать?» –  сказал Хаджа Насредин, повернулся и ушёл из мечети. На другой день, когда он пришёл в мечеть и обратился к мирянам с тем же вопросом, те хором ответили: «Знаем!». – «Раз вы знаете, то, о чём же мне с вами разговаривать?» - ответил Хаджа Насредин и ушёл из мечети.      На третий день миряне сказали: «         почтеннейший! Одни из нас знают, о чём ты собираешься говорить, а другие не знают».       «В таком случае, - сказал Хаджа Насредин, - пусть те,  которые знают, расскажут тем, которые не знают».

   Ребёнку для полноценного и гармонического развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребёнка с особенностями психофизического развития. Такой ребёнок нуждается в особой поддержке и помощи близких ему людей.      В Кодексе Республики Беларусь об образовании записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Но воспитывать детей невозможно без определённых знаний по педагогике и психологии.  Родители нередко полагаются на свой индивидуальный опыт, не задумываясь над последствиями неверных воспитательных воздействий на ребенка, недооценивают силу педагогических знаний и умений.      В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, и проявляется в низком уровне воспитанности многих современных детей. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в учреждениях образования, какой бы высокой ни была квалификация работников учреждения образования,  невозможно  достигнуть  поставленной  цели  без постоянной  поддержки  и  активного участия родителей  в воспитательном процессе.   Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства,    согласованности     всей   системы     воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.        Поэтому крайне важно,      чтобы основной составной частью работы учреждений образования была пропаганда психолого-педагогических знаний.Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. У него очень высокий уровень зависимости от семьи, ограниченные навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится сложной для семьи, родители оказываются в психологически непростой ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, часто впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная социально-педагогическая и психологическая помощь посредством:

- выявления трудностей, проблем взаимодействия в семье;
- подбора педагогических средств регулирования взаимодействия между членами семьи;
- создания благоприятной психологической атмосферы для установления контактов родителей и детей при организации совместной деятельности.

Социально-педагогическое и психологическое сопровождение – один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально - педагогической и психологической службы учреждения образования.    Специалисты, работающие с семьёй “особого” ребёнка, знают, что особенности сына или дочери воспринимается родителями как личная трагедия. Семья живёт в условиях хронической психотравмирующей ситуации, постоянного эмоционального напряжения и волнующих вопросов.        Понимание того, что процесс лечения и специального обучения будет длительным, приходит не сразу. Осознание этого факта – сильнейший стресс для родителей и других членов семьи, который проявляется в изоляции семьи от общества. Зачастую семья оказывается в своеобразном замкнутом мире со специфической деформированной системой отношений между родственниками. Нередко такой ребёнок становится причиной семейных конфликтов и развода родителей. Мать испытывает сильнейший стресс, замыкается в себе, становится малообщительной, ухудшаются её отношения с отцом малыша. Она лишается привычного образа жизни, в некоторых случаях ей приходится оставить работу. Она начинает винить себя и окружающих за то, что у неё родился такой особенный малыш. В крайних случаях, к несчастью, мать может срываться на ребёнка за то, что он не такой как все.       Эмоциональное состояние родителей, у которых появляется особенный ребёнок можно определить как:

Отрицание (родители сомневаются в компетентности врачей, пытаются найти другого специалиста, не верят в то, что у них родился особенный ребёнок);

Гнев  (одна из наиболее часто встречающихся защитных реакций, она сопровождается ощущениями беспомощности, разочарования, отчуждения, безысходности);

Чувство вины (страдание, переживание по поводу “своих ошибок”);

Эмоциональная адаптация родителей (выработка позитивных установок по отношению к самим себе и ребёнку, формирование навыков обеспечения будущего своего ребёнка).

          Преодолевая стресс, связанный с воспитанием ребенка с ОПФР, родители используют пассивную и активную позицию. Пассивная позиция заключается в избегании поиска решения проблемы. Она основана на надежде, что все наладится само собой. Что бы ни случилось – все воспринимается как должное. Активная позиция заключается в способности идентифицировать те условия, которые можно изменить, и активной деятельности по их изменению, а также в способности идентифицировать условия, которые на данный момент изменить невозможно, и принять их как данность.

          В последнее время в отечественной науке и практике уделяется большое внимание поиску оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием полноценного развития ребенка с ОПФР. Только такой подход обеспечит непрерывность коррекционного воздействия.

Психологическая помощь родителям детей с ОПФР имеет следующие основные цели:

• изменение отношения родителей к ребенку в сторону его большего эмоционального принятия;
• оказание помощи родителям в выработке эффективного стиля общения с ребенком;
• обучение родителей приемам устранения нежелательного поведения ребенка;
• оказание эмоциональной поддержки родителям, снятие у них напряжения и тревоги;
• привлечение родителей в процесс развития, обучения и воспитания детей.
Для достижения этих целей нами  использовались такие виды психологической помощи, как:
- индивидуальное консультирование,
- групповая работа,
- просвещение,
- активное взаимодействие специалистов и родителей,
- активное вовлечение родителей в жизнь школы.

Одной из важнейших форм взаимодействия семьи, где воспитывается ребёнок с ОПФР, и учреждения образования является индивидуальная работа с каждым родителем.      Преимущество такой формы состоит в том,  что через изучение специфики семьи, беседы с родителями  (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми как в школе, так и дома, педагог-психолог намечает конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком. Беседа педагога-психолога с родителями – наиболее доступная форма установления связи с семьей,  его систематического общения с отцом,  матерью, другими членами семьи. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например,   она может быть включена в собрание, посещение семьи. Целью беседы является обмен мнениями потому или иному вопросу,     её особенность заключается в активном участии и педагога- психолога  и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога-психолога. Наиболее часто возникающие темы бесед с родителями следующие:

• Роль общения в жизни ребенка.
• Причины возникновения конфликтов у детей.
• Как научить детей общаться?
• Как научить ребенка понимать других людей?
• Воспитание у детей чуткости и внимательности.
• Этика семейного общения.
• Воспитание терпимого отношения к людям.

Педагог-психолог продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответ. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания ребёнка с ОПФР. От детально продуманного начала беседы зависит её успех и ход. Педагогу-психологу следует подобрать рекомендации,  подходящие  для  данной  семьи,  создать  такую обстановку, которая будет располагать «излить» душу. Одной из форм дифференцированной работы с родителями являются консультации.   Консультации по своему характеру близки к беседе.  Отличие консультации от беседы в том,  что беседы предусматривают диалог,  его ведёт организатор бесед. Психолог стремится дать родителям квалифицированный совет,  чему-то научить,  помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего нужна, побуждает родителей серьёзно присматриваться к детям,  задумываться над тем,  какими путями их лучше воспитывать.  Главное назначение консультации -      родители убеждаются в том,         что в учреждении образования они могут получить поддержку и совет.  Проблемы родителей детей с ОПФР  настолько глубоки и обширны,  что разовой консультацией их не разрешить.     Необходимым условием работы психолога с данной категорией является организованная многократная система встреч.

Родитель склонен воспринимать педагога-психолога как панацею от всех своих бед, по мановению руки которого все проблемы исчезнут. В связи с этим у родителей может появиться стремление к пассивному участию в коррекционном процессе. В этом случае педагог-психолог должен объяснить, что только активная Двусторонняя деятельность способна принести результаты.      

 Условиями для начала работы с родителем детей с ОПФР являются следующие положения: многократность  встреч  педагога-психолога  с родителем. Одноразовая встреча ничего не решает. Проблемы родителя накапливались длительное время, и разрешить их за один раз невозможно активность родителя в коррекционном процессе. Родитель не должен выступать в роли пассивного и благодарного слушателя.  Для достижения результата необходима мотивация, заряженность на успех и глубинная внутренняя работа, направленная на изменение собственных представлений,             убеждений, чувств и стереотипов; участие в коррекционной работе других членов семьи. Проблема, с которой обратился один из родителей, не является только его личной. Эта проблема общесемейная, а значит, решать ее необходимо всей семьей. В противном случае возможен обратимый процесс и эффективность работы будет очень низка.

     Таким образом,   учет особенностей личности родителей,        имеющих детей с ОПФР, позволит достичь понимания клиентом проблем ребенка и, как следствие, собственных затруднений в жизни.

      Не секрет, что знания,  подкрепленные из уст любимой мамы, запечатлеваются ребенком значительно точнее и длительнее сохраняются.

   К сожалению, не все родители этой категории детей готовы к сотрудничеству. Это объясняется рядом объективных и субъективных причин: невозможностью мамы или других членов семьи реализовать себя, например, в профессиональной  деятельности; присутствием чувства ущербности и неполноценности или всплеском агрессивно-защитных  поведенческих  актов   (вербальных  и  невербальных), особенно в ситуациях сочувствующих взглядов и слов окружающих людей; асоциальной      отгороженностью       и     финансовой       нестабильностью (недостаточностью) семьи с ребенком с ОПФР      резким  изменением  семейных  взаимоотношений  в  связи  с  особыми  потребностями ребенка.

Выраженное желание мамы помочь ребенку с одновременным пониманием того, что это не всегда возможно; несоответствие (или невозможность приведения) поведения ребенка к социально     принятым    нормативам     вызывает у родителей   эмоциональное опустошение и, как правило, безразличие к потребностям ребенка, кроме естественных потребностей в еде, тепле.

ПнВтСрЧтПтСбВс

Разделы сайта