!>
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Причины нарушений детско-родительских отношений

Причины нарушений детско-родительских отношений

Современная семья представляет собой сложную по структуре и достаточно устойчивую систему, которая создает специфическую атмосферу жизнедеятельности людей, формирует нормы взаимоотношений и поведения растущего человека.

Конструируя определенный социально-психологический климат жизни ребенка, семья во многом определяет развитие его личности в настоящем и будущем. Как фактор социализации, семья занимает значительно более высокий ранг, чем школа или другие социальные институты формирования личности. Стороны отношений родителей к детям можно представить в виде трех групп факторов.

К факторам 1-ого порядка можно отнести следующие аспекты отношений родителей:

1. Во взаимодействии с детьми родители непроизвольно компенсируют многие из своих неотредактированных переживаний, то есть их отношение носит реактивный характер. Например, гиперопека матери основана на тревожности и страхе одиночества, нервных срывах в виде крика и физических наказаний, компенсирующих нервное напряжение родителей; или бесчисленные замечания и педантичное предопределение образа жизни детей исходят из мнительности, чрезмерной принципиальности и односторонне понятого авторитета в семье.

 2. Неосознанная проекция личностных проблем на детей, когда родители обвиняют их в том, что практически присуще им самим, но не осознают должным и, главное, своевременным образом.

3. Разрыв между словом и делом, когда родительская мораль носит слишком абстрактный, отвлеченный характер и не подкрепляется живым, непосредственным примером, или родители говорят одно, а делают другое, отражая этим двойственность своей личности и непоследовательность суждений.

4. Не могут стабилизировать и кризисные ситуациипсихическом развитии ребенка, справиться с его страхом и тревогами. Они прилагают слишком много усилий, тревожась и беспокоясь в еще большей степени, чем сам ребенок, и этим способствуют фиксации его невротических реакций, имеющих вначале эпизодический характер.

Факторами 2-ого порядка являются:

1. Непонимание своеобразия личностного развития детей. Например, родители считают их упрямыми, в то время как речь идет о сохранении элементарного чувства собственного достоинства, или родители думают, что ребенок не хочет, а он не может и так далее.

 2. Непринятие детей— это непринятие индивидуальности ребенка, его своеобразия, особенностей характера.

3. Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. Это ведущий патогенный фактор, вызывающий нервно-психическое перенапряжение у детей.

4. Негибкость родителей в отношениях с детьми выражается: недостаточным учетом ситуации момента; несвоевременным откликом; фиксацией проблем, застреванием на них; запрограммированностью; отсутствием альтернатив в решениях; предвзятостью суждений; навязыванием мнений.

5. Неравномерность отношения родителей в различные годы жизни детей. Недостаток заботы сменяется ее избытком или, наоборот, избыток — недостатком в результате меняющегося характера восприятия детей, рождения второго ребенка и противоречивости личностного развития самих родителей.

6. Непоследовательность в обращении с детьми— существенный фактор невротизации, в результате меняющихся и противоречивых требований родителей.

7. Несогласованность отношений между родителями. Обусловлена наличием конфликта, усиленного контрастными чертами их темперамента.

Факторы 3-его порядка:

1. Аффективность — избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги и страха. Аффективность часто создает эффект суматошности в доме: хаотичности, беспорядочности, всеобщего возбуждения.

2. Тревожность в отношенияхс детьми выражается беспокойством и паникой по любому, даже пустяковому поводу; стремлением чрезмерно опекать ребёнка, не отпускать его от себя; предохранением от всех, большей частью воображаемых опасностей, что обусловлено наличием тревожных предчувствий, опасений, страхов у самой матери; «привязыванием» детей к себе, в том числе к своему настроению, чувствам, переживаниям; непереносимостью ожидания и нетерпеливостью, стремлением всё делать для ребёнка заранее; сомнением в правильности своих действий и одновременно навязчивой потребностью постоянно предостерегать, давать бесчисленные советы и рекомендации.

3. Доминантность создает негибкость в семейных отношениях и нередко выражается в большом количестве угроз, которые обрушиваются на детей, если они имеют свое мнение и не сразу исполняют приказы. К тому же родители с властными чертами характера склонны обвинять детей в непослушании, упрямстве и негативизме.

 4.Гиперсоциальность – особенность воспитания, когда имеет слишком правильный, без учета индивидуальности ребенка, характер. Ей присуще элементы некоторой формальности в отношениях с детьми, недостаток эмоционального контакта, искренность и непосредственность в выражении чувств. Родители как бы воспитывают ребенка по определенной, заданной программе, не учитывая своеобразия его личности, возрастных потребностей и интересов.

5. Недоверие к возможностям детей,их формирующемуся жизненному опыту выражается: настороженностью и подозрительностью в отношении перемен; недоверчивостью и подозрительностью в отношении перемен; недоверчивостью к собственному мнению ребенка; неверием в его самостоятельность; чрезмерной регламентацией образа жизни; перепроверкой действий ребенка; избыточной и часто мелочной опекой; многочисленными предостережениями и угрозами. 

6. Недостаточная отзывчивость, или нечуткость,означает несвоевременный или недостаточный отклик на просьбу детей, их потребности, настроения и аффекты. Подобное отношение может быть вызвано разными причинами: повышенной принципиальностью или незрелостью родительского чувства, непринятием ребенка, властностью, эгоцентризмом, невротическим состоянием, конфликтными отношениями и так далее. Создание гармоничных отношений, благополучного, психологически комфортного климата в семье должно стать первой задачей супругов и родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка.

Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости, трудности в общении и многие другие. Детско-родительские отношения влияют и на психическое здоровье детей.

Итак, давайте запомним!

  • Используйте в общении в семье спокойный, доброжелательный тон.

• Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева, нелестных, злых высказываний о других людях, проявлений желания отомстить кому-нибудь за обиду.

• Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь со своим ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» подростку.

• Поверьте, что ваш  уникален,  в то, что Ваш ребенок — единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией Вас самих. Поэтому не стоит требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей.

  • Опирайтесь на сильные стороны своего ребенка.

• Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.

 • В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание.

• Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты (желательно, чтобы их было немного — лишь самые основные, на Ваш взгляд) и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Сами строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.

• Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами — это самый эффективный способ давать ему инструкции. В случае неповиновения родителю необходимо убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка. Лишь в этом случае можно применять прямые инструкции, приказы, что достаточно эффективно, если ребенок привык реагировать на вежливые просьбы родителей. И только в том случае, если ребенок демонстрирует открытое неповиновение, родитель может подумать о наказании. Ребенок должен четко понимать, за что он наказан.

• Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.

 

И самое главное, как говорил великий ирландский драматург Оскар Уайльд,

«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми»!

Пожалуйста, уважаемые родители, помните об этом…

 

ПнВтСрЧтПтСбВс

Разделы сайта